Богатая хакасская юрта, инсталляция с этническими рисунками, юные девушки в ярких национальных нарядах и глубоко расстроенный хан — так начинается первая хакасская опера Александра Кенеля «Чанар Хус», созданная композитором по мотивам хакасского народного творчества. Пропустив через себя историю великого война и не менее великой любви, Репаблик готов поделиться новостями с одной из последних репетиций долгожданной постановки Республиканской филармонии.
До сих пор никто не может точно сказать, когда же оперу «Чанар Хус» зрители увидели впервые. Поговаривают, что частично постановка была показана уже в 1970 году, полностью — в 1980. Теперь же, спустя десятки лет, жителям республики снова будет представлено музыкально-драматическое произведение на основе коренного эпоса. История о великой любви и вечных человеческих ценностях, о подвиге народа, передающая весь колорит культуры хакасов возвращается, чтобы пробудить в сердцах новых зрителей новые эмоции. В Министерстве культуры говорят, что именно «Чанар Хус» стал блистательным итогом всей жизни Кенеля, а постановка — праздником национальной культуры.
Для того чтобы создать первоначальный вариант оперы, композитору Александру Кенелю на протяжении долгого времени пришлось серьезно заниматься изучением хакасской музыки. При создании «Чанар Хус» он использовал не только классические музыкальные направления и мотивы, но также и всё разнообразие хакасского фольклора: народные песни, тахпахи и плачи.
Как рассказывают в филармонии, автор буквально по крупицам собирал нотный материал, записывая национальные мелодии на диктофон и перекладывая их на ноты. Сегодняшняя постановка послужила невообразимым источником вдохновения для современных музыкантов и позволила привнести в первоисточник новые мотивы, максимально сохранив при этом и музыкальный материал автора.
Новую версию оперы «Чанар Хус» представят режиссёры Юлия Белогурова и Михаил Борисов. Также среди главных закулисных лиц: художник-постановщик из Москвы Степан Зограбян, хормейстер Марина Штарк, концертмейстер Ирина Малина, балетмейстер Наталья Апуневич, и, конечно же, незаменимый и глубоко любимый абаканским зрителем дирижер — заслуженный деятель искусств Вячеслав Инкижеков.
Сам оркестр в новой версии «Чанар Хус» исполняет очень интересную роль: музыканты находятся на сцене, но зритель их не видит. Инструменты и их обладатели умело спрятаны за декорациями, и только игра света иногда отбрасывает на сцену тени изящных движений рук дирижёра, которые в унисон музыкальным инструментам создают неповторимые, но при этом и очень знакомые мелодии.
Кроме симфонического оркестра Хакасской республиканской филармонии в опере принимают участие: солисты дома музыки Хакасии и специально приглашенные артисты из Бурятии и Алтая, а также хор «Каданс» и ансамбль хакасского танца «Кун сузы».
Такое изобилие участников потребовало и особого внимания костюмеров, для нарядов главных героев, хористов и танцоров потребовались сотни метров ткани, что позволило создать одежду в лучших традициях хакасов.
Настроение оперы меняется от персонажа к персонажу и словно переносит зрителя в детский диснеевский мюзикл. Хакасские девушки в ярких платьях напоминают мечтательно поющих принцесс, а бои на мечах привносят в постановку волнение и тревогу, как и сцены сражений из знакомых мультфильмов. Вот только персонажи на сцене реальны, от того и эмоции гораздо живее.
Рассказывать подробнее о судьбах главных героев нет смысла, показ первой хакасской оперы «Чанар Хус» можно увидеть на сцене Республиканской филармонии уже 15 декабря. Зрителей ждёт невероятная этническая энергия и знакомство с широким колоритом культуры хакасского народа.