«1917» Сэма Мендеса: кино с эффектом присутствия

«1917» Сэма Мендеса: кино с эффектом присутствия

Мы очень давно хотели делать для вас рецензии на премьерные фильмы. Но если честно, ходим в кино мы не так часто, да и разбираемся в нем не то чтобы очень. Но есть у нас человек, который более чем в теме! Встречайте — Юлия Глухоедова, автор нашей рубрики кинорецензий. Мы стараемся вообще никогда не обсуждать с ней фильмы (чтобы это не затянулось до утра), а еще именно Юля проводит в Абакане игру КИНОквиз. Она уже посмотрела ожидаемую премьеру «1917» и готова рассказать, почему фильм достоин Оскара. 

Обзорка.jpg

Обезоруживающий реализм. Именно такой эффект на тебя производит работа Сэма Мендеса, основанная на реальных событиях. Отсутствующая надпись «True story» в самом начале фильма настраивает тебя лишь на восприятие, а не сравнение с историей, и только финальные титры ставят все на свои места: режиссер, также написавший и сценарий к «1917», посвятил его своему деду. Он сделал это кино таким личным и проникновенным, ведь задание, которое выполняли двое молодых солдат более 100 лет назад, было дано Альфреду Мендесу. И он его, как вы понимаете, выполнил.

Наверное, именно связь со своей семьей и великой для всей Британии войны позволили автору сделать именно то кино, которое необходимо посмотреть глазами участника. Ты беспрерывно следуешь за героем, умираешь и воскрешаешь, устаешь и борешься со всеми противниками. Ты с ним. Ты — он. Нет, это нельзя назвать новаторством, ведь сам Мендес и его оператор Роджер Дикинс уже прибегали к таким приемам — долгим единым экшн-кадрам (именно экшн). Но создание всей атмосферы постоянного присутствия — это как глоток свежего воздуха в череде военных фильмов, позволяющих совершенно по-другому смотреть на человеческие истории, потерянные в одной из самых кровопролитных воин.

Даже само название «1917» говорит о масштабе картины, о том, что на фоне таких историй война не заканчивается, спасение жизней одним приказом не остановит ее. Как сказал герой Камбербэтча: «Сейчас я выполню этот приказ. А потом придет другой». Нам показан лишь один эпизод, который не отражает победы или поражения, он просто показывает жизнь во время войны.

А жизнь эта весьма однообразна и неперспективна, ведь тысячи солдат сидят в окопах и ждут Рождества или смерти. Другого выбора у них нет. Всю эту атмосферу и реализм Мендес пытался донести и до нас. Конечно, эта картина не для российского зрителя (так же как и «Дюнкерк» Нолана, например), потому что это не наша война, без наших личных историй. А ведь в Британии сегодня невозможно найти семью, которую бы не затронула Первая Мировая. Она началась с коней, а закончилась танками. Она стала революционной по многим направлениям — оружие, стратегия, политика. И пока ты смотришь «1917», ты живешь только одной жизнью, а когда в финальных титрах звучит музыка Томаса Ньюмана, ты начинаешь видеть весь масштаб, отраженный за 2 часа на экране.

Смотреть этот фильм дома будет настоящим преступлением, ведь сам Мендес сказал, что снимал его для большого экрана. Иначе, поверьте, вы можете потерять эту атмосферу. И я искренне надеюсь, что картина на Оскаре-2020 заберет статуэтки не только за технические номинации, но и за самую главную — лучший фильм.

576