Андрей Звягинцев: «Мы хотели снимать «Левиафана» в Хакасии»

Андрей Звягинцев: «Мы хотели снимать «Левиафана» в Хакасии»

Отгремела 87-я церемония вручения премии «Оскар», где одним из номинантов в категории «Лучший фильм на иностранном языке» был российский фильм «Левиафан», а спустя полгода его режиссер Андрей Звягинцев отправился в путешествие по России с лекцией «Кино-взгляд на современную Россию: как мы изменились за последние 15 лет». Абакан Андрей Петрович тоже посетил. Это стало возможно благодаря компании РУСАЛ, организовавшей поездку мэтра в рамках своего 15-летнего юбилея. Репаблик побывал на встрече с именитым режиссером и расскажет, как это было.

Андрей Звягинцев с самого начала честно признался, что в роли лектора себя не видит. Поэтому заявленная лекция превратилась в беседу — откровенную и познавательную. Вопросы из зала звучали в микрофонах и приходили к режиссеру в виде записок. Андрей Петрович на каждый из них ответил честно и без лести. А неудобных и каверзных вопросов было достаточно.

aklhrl_iF7g.jpg

Режиссерскую школу будущий номинант «Оскара» и лауреат престижных премий прошел вовсе не в вузе. По образованию Звягинцев — актер, хоть и работал по профессии не долго. Когда в Москве открыли Музей кино, Андрей Петрович стал его частым гостем — это и было то место, где он черпал режиссерские знания и вдохновение. А еще — смотрел фильмы мэтров, которые сформировали его кино-взгляды и киновкус к созидательному вдумчивому кино. В сложные времена, когда актеры не могли себя прокормить, а зарабатывать на профессии удавалось только труппе «Ленкома», Звягинцев ушел в рекламу, а потом дерзнул и вместе с другом-оператором стал снимать собственные ролики, хотя как сам и признается, даже не знал стандартных режиссерских команд съемочной площадки. «В один момент я просто понял, что знаю, как надо снимать, что я могу это делать. Но и тогда о собственном кино даже не смел мечтать».

detailed_picture.jpg

Звягинцев не мог и не хотел работать по заказу. Когда в разработке был сценарий фильма «Елена», один британский инвестор предложил за съемку фильма 7 миллионов долларов с условием, что кино будет англоязычным. Готовый сценарий пришелся по душе команде Андрея Петровича, но инвестор посчитал, что бюджет такого фильма не превысит 2 миллионов. «Он хотел, чтобы сценарий расширили, добавили больше апокалиптичности, но мы уже были влюблены в свою «Елену», ту, которую создали. Поэтому мы забрали свое детище и вернулись с ним в Россию — снимать так, как хотели».

original-585739-168.jpg

Но своим вторым рождением Звягинцев считает Венецианский фестиваль, куда режиссер приехал со своим «Возвращением».

— На премьерном показе фильмов всегда присутствует съемочная группа. Мы сидели на последнем ряду, и в первые секунды титров весь огромный зал встал, повернулся к нам и начал аплодировать. Долго. Это было настоящее потрясение.

А когда Андрею Петровичу позвонили сообщить о победе, он шел по улице. «Мне сразу посоветовали присесть, и хотя я уже понял, в чем дело, пришлось сесть прямо на асфальт в узкой венецианской улочке».

1377007045.jpg

После этого Звягинцев стал известен на весь мир — молва о «Левиафане» гремела не только в России. Киноинтерпретация истории библейского персонажа Иова и скелет кита нашли множество поклонников и тех, кто картину категорически не принял. А мотивом послужила теперь уже известная многим история американца Марвина Химейера.

— Я часто слышу, как люди говорят, будто я показал Россию в неприглядном свете, в частности и загранице. Но знаете, на одной из пресс-конференций мексиканский журналист прежде, чем включить диктофон, сказал мне: «Если заменить прибрежный холод на знойную жару, а на фоне поставить кактусы — это будет история про Мексику». Не думайте, что там живут какие-то другие люди. И вряд ли кто-то будет спорить, что с ветвями власти, показанными в фильме, все не так уж плачевно.

blog_entry_689886.jpg

На вопрос о цензуре Андрей Петрович ответил, что в прокатной версии из картины убрали только нецензурную лексику. «Не было в картине ничего такого, что могло бы вызвать толки. Вы спрашиваете о портрете президента в кабинете коррупционного мэра, но в кабинете любого чиновника такой портрет есть. Кстати съемки проводились в действующем кабинете мэра Териберки».

Неожиданным для всех стал рассказ Звягинцева о том, что режиссер рассматривал Хакасию в качестве места съемок.

— Мы искали небольшой провинциальный город и в Google Map наткнулись на фотографии Хакасии. Нас впечатлили степи и бескрайние дороги. От этой идеи отказались потому, что расстояние слишком большое — ведь нужно было везти не только съемочную группу, но и транспортировать декорации вместе со строительными кранами. В начальном варианте не предполагалась прибрежная местность, а Левиафан должен был быть только символом, без живого воплощения.

TASS_9868959.jpg

На встрече звучали и вопросы о патриотизме — почему вы так не любите Россию, хотелось бы вам уехать из страны?

— Я живу в России всю свою жизнь, это моя родина, и я ее люблю. Эмиграция — личный выбор каждого (речь шла об актере «Левиафана» Алексее Серебрякове, эмигрировавшем в Канаду — ред.). Но я отсюда уезжать не собираюсь. И не хочу.

uzn_1395342793.jpg

«Я не пастор, я отражаю то, что наблюдаю, что вижу, что кажется мне важным» — сегодня Андрей Звягинцев один из немногих режиссеров, которых не интересует голливудщина и герои-мачо. Он создает кино, над которым надо думать, где нужно созерцать, в которых мужчины чаще молчат и больше делают, где показана обычная жизнь обычных людей — ваших соседей, родственников, ваша собственная.

ie-pxVehO9M.jpg

Встреча с режиссером закончилась словами, написанными в одной из записок из зала: «Спасибо! Педагогическое — за «Возвращение», женское — за «Изгнание», человеческое — за «Елену», гражданское — за «Левиафана»». Потому что, наверное, именно таким и должен быть кинематограф — хлестким, мрачным, но честным и думающим.

4209