Быть или не быть: извечный вопрос в спектакле «Цилиндр»

Быть или не быть: извечный вопрос в спектакле «Цилиндр»

Премьера спектакля «Цилиндр» состоялась 18 октября 2019 года в театре кукол «Сказка». Режиссер Александр Стависский уже известен театральным зрителям Абакана по спектаклям «Старший сын» и «Кавказский меловой круг». В этот раз он взял за основу пьесу Эдуардо Де Филиппо, превратив сцену театра в итальянский городок Неаполь. Художник-постановщик — Валерий Полуновский.

Начать стоит с того, что спектакль не зря получил рейтинг 18+. Трагикомедия «Цилиндр» не подойдет для семейного просмотра. Но если оставить ребятишек на попечение старших родственников, пообещав обязательно сводить их на другой спектакль «Сказки», (например, на недавно поставленную «Звездочку») и пригласить на «Цилиндр» своего супруга или супругу, то после просмотра постановки вам точно будет, что обсудить. В первую очередь вы зададите себе вопрос: «Как бы поступил я на месте героев?», а потом захотите узнать ответ у своей «половинки».

slide-4557567
slide-4557568
1 / 2

Легко ли освещать серьезные темы в жанре комедии? Наверное, даже сложнее, чем с помощью приемов драмы. Но создатели спектакля сделали это мастерски. Колоритные, яркие и эмоциональные герои спектакля, сталкиваются с непростыми житейскими проблемами, выбирая достаточно сомнительный путь их решения. В бедном квартале Неаполя, в квартире Агостино (роль исполняет Андрей Тимофеев) и его сожительницы Беттины (Элла Девишева), молодая квартирантка Рита (Александра Хайлова) каждый день разыгрывает представления с умыванием на балконе, выдавая себя за женщину легкого поведения, а после они с мужем Адольфо (Антон Семавин) одурачивают глуповатых клиентов, повергая их в бегство. На такую хитрость героев толкнула тотальная безработица, нищета и угроза выселения из квартиры. Но в один момент им приходится столкнуться с настоящей дилеммой: «Что важнее — деньги или честь?»

slide-4557570
slide-4557571
slide-4557569
1 / 3

Неаполь на сцене «Сказки» воплощен с помощью декораций и атрибутов. Таким вниманием к деталям может похвастаться редкий театр. Кажется, что тут продуманно все, и любая свеча, стакан или ваза имеют свою важную роль. Дополняет эту атмосферу темпераментная игра актеров, отлично передающая страстный и горячий характер итальянского народа. Ну, и конечно, музыка... Знаменитая песня «Confessa» Адриано Челентано в финальной сцене рвет струны души, без того натянутые до предела по ходу действия представления.

slide-4557572
slide-4557573
1 / 2

Но стоит вернуться к тому, что все-таки «Цилиндр» — это трагикомедия, и поэтому зрители смогут не только задуматься над судьбой героев, но и насладиться тонким юмором, который вызывает смех у всего зала.

Кукол в этом спектакле не было, а вот без масок не обошлось. Маски Неаполя — безмолвные, но такие живые и необходимые сюжету герои. Они являются своего рода эмоциональным индикатором всей постановки, помогают почувствовать, когда грустить, а когда смеяться. Отдельно хочется отметить высокую пластичность актрис, исполняющих роль масок. Особенно ярко это проявляется в бурлеск-танце (хореограф-постановщик Анна Тинникова), исполняемом ими и главной героиней в конце спектакля. Этот танец не просто красивая вишенка на торте. Бурлеск — старинный жанр театральной пародии. «Возвышенные герои» оказываются переодетыми в чуждое им одеяние. Так и героине «Цилиндра» приходится примерять на себя «низкую» роль, с которой она не может смириться. Финальный танец — некая самоирония Риты.

slide-4557575
slide-4557576
slide-4557574
1 / 3

А почему такое название — Цилиндр? Белый роскошный Цилиндр от случая к случаю надевает Агостино, который и вдохновляет молодую супружескую пару на эту странную авантюру. Сам режиссер, Александр Стависский, говорит об этом так: «В основе всего лежит вроде бы шутка, некий цилиндр, который является символом респектабельности, элитарности, принадлежности к высшему обществу. Какой-то дутый фетиш или лайк в Instagram становится мерилом человеческой полноценности. В данном случае — многоуважаемый цилиндр, как у Чехова — многоуважаемый шкаф, но у него это было в виде шутки, а сегодня это становится какой-то колоссальной всеобщей паранойей».

724A1172.jpg

Такая на первый взгляд легкая и слегка развязная история затрагивает множество актуальных тем — как социальных, так и глубоко философских. Но, наверное, самый главный вопрос, который не отпускает долгое время после просмотра спектакля: «Сколько стоит человеческое достоинство?»

Автор
Екатерина Попова
Фото
предоставлены пресс-службой театра «Сказка», фотограф Константин Коренев
3231