Вряд ли можно найти человека, который ни разу не восхищался величием и красотой звёздного неба. Однако, сегодня люди всё реже поднимают голову вверх, ведь в городах, покрытых плотным смогом, ночью на небе мало что можно увидеть. Луна, Венера, Марс и несколько крупных звёзд и созвездий — вот, пожалуй, и весь список объектов, доступных невооружённому глазу после захода солнца.
Впрочем, те, кто действительно интересуется бескрайним космическим пространством, найдёт выход из ситуации, тем более, что в XXI веке гораздо больше возможностей его изучать. В преддверии Дня Космонавтики мы решили встретиться с единственным в Хакасии астрофотографом Алексеем Дегтяревым и узнать, почему вместо барышень он снимает звездные скопления, и собственно, что для этого нужно.
«Всё началось с детства: лет в пять или шесть мне в руки впервые попала книжка по астрономии, и, конечно, эта тема меня увлекла. В первый класс я пошёл в частную школу «Зеленый росток», там одна учительница заинтересовалась моей увлеченностью астрономией. Поэтому она посвятила этой теме целый урок и рассказала даже о черных дырах. В то время как раз начиналось освоение космоса: полеты Гагарина, Леонова. И одна из преподавательниц собирала вывески из газет, подшивала их в альбом, который подарила мне в конце года. Мне было очень приятно, и я его до сих пор храню».
«В то время я, как и многие, хотел быть космонавтом. А в третьем или в пятом классе родители подарили мне телескоп, советский старый «Алькор». В него мы все вместе по вечерам смотрели на Луну, тогда в Абакане это было легче, было меньше света и чище небо. Чуть позже я узнал об астрофотосъемке из очередной книжки, но тогда заниматься такими вещами не было возможности, поэтому я этот вопрос отложил на долгие годы».
«Начал снимать я только лишь три или четыре года назад. Стимулом послужила работа норвежского фотографа Terje Sorgjerd, в то время он снял ночной и дневной таймлапс где-то на Канарских островах. И мне это настолько понравилось, что сразу захотелось научиться снимать, но ни техники, ни навыков не было. Первым приобретением стала беззеркальная камера Sony SLT A 65, на неё я делал свои первые снимки, и сразу уперся в ограниченность возможностей техники».
«Поначалу я фотографировал ночные пейзажи, но мне хотелось делать снимки именно космических объектов. Я стал посещать астрономический форум, и где-то через два месяца понял, что мне нужно, чтобы осуществить детскую месту — снимать звездные скопления. И поэтому я купил незаменимую для астрофотографа вещь — экваториальную монтировку».
«Первое, что я попытался фотографировать — это галактику Туманность Андромеды. Снимал я при помощи советского объектива Таир 300, телескопы тогда были для меня слишком дорогие, а Таир стоил всего несколько тысяч: не сильно большие деньги, и можно было попробовать себя. На эту же технику я снял звездное скопление Плеяды и Туманность Ориона, другие объекты фотографировать было бесполезно: они либо тусклые, либо мелкие. Поэтому я наконец-то накопил на 5 D Mark II и Samyang 24 mm и два года снимал только на эту технику, сделал несколько таймлапсов, и в общем-то понял, что всё что мне мешает — это лень и особенности месторасположения. Основная красота ночного неба заключается в Млечном Пути, пересекающем небосвод, а в северном небе он не такой яркий и красивый, как в южном. Главная достопримечательность Млечного Пути — это его ядро, которое лучше видно в Южном полушарии. А в наших широтах с мая по август можно наблюдать только край ядра низко над горизонтом».
«Прошлым летом я смог переснять Андромеду с помощью телескопа системы Ньютона , который пришлось, как и большинство другой техники заказывать по интернету, потому что в местных магазинах о таком даже не слышали. Позже я понял, что просчитался, выбрав для съёмки такой телескоп — он слишком громоздкий (1 метр длина и 200 мм в диаметре), так как он весит где-то 10 килограммов, и в одиночку его очень неудобно устанавливать. И немного пожалел, что не пошёл по более популярному пути и не купил линзовый телескоп — они намного легче и компактнее».
«Если вы хотите снимать таймлапсы или делать пейзажные зарисовки, вам будет достаточно любого полноматричного фотоаппарата, который может снимать в RAW-формате, добавьте к этому штатив и объектив со светосилой не менее 2.8. Подойдёт Samyang 14 2.8. Если хочется сделать что-то поинтереснее, можно обзавестись компактным трекером или сделать его самому (такой прибор в народе именуют амбаркой). Эти устройства позволят вам получить четкую картинку. Для съемки объектов глубоко го космоса лучше купить Canon, поскольку большинство программ, которые используются для обработки таких фото, заточены именно под них. Кроме того, у Canon более «честный» RAW, потому что он не подвергается сжатию, в отличие от техники других фирм. Многие начинают снимать даже с 350 модели. Объективы можно использовать советские: Таир 300, МТО 500 или какой-нибудь Юпитер. И здесь вам точно не обойтись без экваториальной монтировки».
«Самое главное — уехать подальше от городской засветки, потому что даже если небо кажется вам темным, на длинных выдержках всё будет выглядеть иначе. Чаще всего астрофотограф начинает работу только после полуночи. Зимой снимать лучше: небо темное, солнце садится рано, но слишком холодно, а летом небо становится пригодным только с двух до трёх ночи, а к четырём уже светает. Поэтому июнь и июль совершенно бесполезны. Идеальное время для съёмки — весна и осень, небо более чистое, и при этом не так холодно. Каждый году у нас можно наблюдать метеорные потоки: в августе персеиды, в ноябре леониды. Они называются так по области неба из которой они выходят,это будет заметно, если сфотографировать весь поток».
Подробнее почитать о технологиях съёмки и обработки вы можете на астрономическом форуме.
«Мне бы хотелось бы переснять на телескоп всё, что я снимал на советскую оптику. Ту же самую Андромеду, я снимал её летом, и она получилось не совсем так, как я хотел, и не вошла вся в кадр, туманность Ориона. Недалеко от него находится газовое скопление Конская голова, очень красивое. И ещё попробовать фотографировать галактики, которые находятся в ядре Млечного пути, а они доступны всего несколько месяцев году: с апреля по май».
В материале использованы фотографии из личного архива Алексея Дегтярева.