Чир Чайаан — 2019: любовь и смерть в спектакле «Кроткие»

Чир Чайаан — 2019: любовь и смерть в спектакле «Кроткие»

Моноспектакль «Кроткие» московского театра «Человек» удивляет и шокирует. Тяжелая тема, о которой принято молчать в нашей стране, тема абьюза, любви и страдания, честно и без купюр раскрыта Владимиром Скворцовым, режиссером спектакля.

Давайте начнем с истории произведения и спектакля. Повесть «Кроткая» — это одно из последних произведений Достоевского, которое сам автор позиционирует как фантастический рассказ. Фантастический только по той причине, что сам рассказ будто бы подслушан и записан сценографом. Записаны размышления главного героя, ростовщика, жена которого покончила жизнь самоубийством.

_Xtd917GNM4.jpg

Фото с сайта chelovek-theatre.ru

Казалось бы, простая, безусловно трагичная, но совершенно неоригинальная история об абъюзе, об отношениях насильника и жертвы, но первое впечатление обманчиво. Человеку, не читавшему Достоевского, спектакль расскажет повесть полностью. От начала до конца, практически не меняя слов и настроений. Потрясающая театральная магия — можно вдохнуть в мысли автора жизнь и прожить вместе с актерами на сцене, точнейшим образом усвоить смыслы, которые минимально скорректируются вашим личным опытом.

Важно понимать смелость режиссера Владимира Скворцова, поставившего спектакль по «Кроткой» Достоевского, который уже не раз был прочитан со сцены, в том же, уже привычном зрителю формате моноспектакля. Но есть оригинальное режиссерское решение, которое дает спектаклю большой шанс остаться в сердцах даже довольно искушенной публики. Владимир вводит в действие спектакля двух персонажей, которые глубже раскрывают главного героя и дают зрителю возможность лучше ассоциировать себя с героем на сцене.

1GRzzRaey5M.jpg

Фото с сайта chelovek-theatre.ru

Давайте ближе познакомим вас с действующими лицами. На сцене происходит то, что если почитать отзывы о постановках других режиссеров этого спектакля, чувствовал зритель — разговор с психотерапевтом, в данном случае с женщиной. Исповедь главного героя, его рассказ, теперь не уходит в пустоту, он не говорит сам с собой, он говорит с доктором, который должен собрать его мысли в точку.

Второй персонаж — гордый и молчаливый парень. Он находится в каких-то отношениях с доктором, которые в начале спектакля можно рассматривать как рабочие, но здесь тоже не все так просто.

Дополнительные персонажи скупы на действия и реплики, и они совершенно не перетягивают на себя внимание. Взгляд и мысли зрителя обращены только к несчастному ростовщику, который честно, иногда противоречиво, но в основном с надрывом пытается разобраться в себе.

Идея пьесы понятна не сразу. Казалось бы, история о двух людях. Он ее любит, она хочет и готова его любить, нет повода для трагедии. Но как только ростовщик рассказывает о истории их знакомства, появляются явные к ней предпосылки.

Давайте пару слов про девушку. Она позиционируется как гордая, истинно русская, а потому несомненно крайне несчастная и терпеливая душа. В чем она видит свое счастье? Нам кажется она о нем не думает. Будто бы она вообще, совсем не размышляет. За нее уже все придумали, как главный герой, придумал за нее, предложив ей счастье в жизни рядом с ним. В любви к нему.

KRq2WI3S_wU.jpg

Фото с сайта chelovek-theatre.ru

Природа его любви к несчастной душе совсем не нежность. Ростовщик считает себя человеком бедным, несчастным и в своей любви к человеку еще более слабому видит свое спасение. Он видит большое наслаждение, от чувства обладания кем-то очень гордым и с упоением об этом говорит. Своей любовью к девушке, своей победой над ней, он будто бы мстит всему миру, за все несчастья, которые мир ему принес.

Остается разобрать вопрос, самую главную загадку спектакля — почему же девушка убила себя? Она уже согласилась на любовь, получила ее в ответ. Получила через молчаливое страдание, строгость и болезнь, но получила. Ростовщик шел на уступки, отменял экономию, баловал театром. В конце концов абсолютно капитулировался и предлагал ей настоящую любовь — как у мужа и жены. Но после этого и случилась трагедия. Почему?

WVo7ybqbNpw.jpg

Фото с сайта chelovek-theatre.ru

После его капитуляции, девушка может остаться наедине с любовью. Больше нет этой стены, нет молчания. Он готов дать ей близость, готов отдать ей свою любовь. После того, как нет препятствий, когда нет страданий, ей остается только принять невозможность любви. Не в данном контексте, а в принципе. И в выборе между любовью и смертью, девушка в очередной раз выбирает большую из зол и прыгает с той самой иконой в окно.

Не будем брать на себя ответственность и делать какой-то вывод, но душа беснуется в порыве дать советы литературному герою, но они, как вы понимаете в них не нуждаются, тем более, что в финале спектакля проблемы ростовщика все же были навсегда убраны в стол, чтобы в очередной раз переродиться в отношениях двух персонажей, которые сопровождали монолог главного героя.

Организация X Международного эколого-этнического фестиваля театра кукол «Чир Чайаан» осуществляется благодаря финансовой поддержке Фонда Президентских грантов.

2925