Джоуи Морант: «Мне достаточно 30 секунд общения, и я уже знаю, что буду исполнять»

Джоуи Морант: «Мне достаточно 30 секунд общения, и я уже знаю, что буду исполнять»

Джаз в Хакасии всегда был любим и почитаем публикой, поэтому концерты и русских и зарубежных джазменов неизменно собирают полные залы каждый раз. Год назад в Филармонии выступило трио Асхата Сайфуллина вместе с очаровательной саксофонисткой и вокалисткой Камиллой Турман, а не так давно на сцене Драматического театра блистал Игорь Бутман в компании Московского джазового оркестра. В этом году организаторы превзошли себя и устроили поклонникам этого музыкального направления настоящий праздник под названием «Дни джаза в Хакасии».

Мероприятие стартует уже завтра, поэтому 10 ноября в оркестровом зале состоялась пресс-конференция с теми, кто, так или иначе, принимал участие в организации этого проекта. Впервые об идее проведения джазового фестиваля в Филармонии заговорили после визита Асхата Сайфуллина, и вот, спустя год, слова стали реальностью, благодаря поддержке различных организаций. Это и Министерство культуры России, Московская государственная академическая филармония, и, конечно Министерство культуры Хакасии, которые оказали большую помощь в осуществлении музыкальных планов нашей республики.

2.jpg

Фестиваль — дело затратное, а когда речь идёт о звёздах мировой величины, то суммы становятся астрономическими, поэтому отдельно стоит сказать о главном спонсоре, которым является «Альфа-банк». На пресс-конференции организацию представила очаровательная Ирина Рошкован:

«В культурных мероприятия разных регионов мы участвуем далеко не первый год, что же касается проектов такого масштаба, то он действительно на нашей практике первый. В большой семье нашего банка много людей занимаются музыкой, поэтому мы не могли остаться в стороне и не принять участие в поддержке такого уникального проекта для нашей республики».

Безусловно, внимание журналистов на пресс-конференции было направлено на звезду современной джаз-сцены Джоуи Моранта, который буквально на днях прибыл в столицу Хакасии, чтобы подготовиться к концерту, открывающему фестиваль 12 ноября.

16.jpg

Американский джазмен, успевший дать несколько концертов по пути в Абакан, не выглядел уставшим, поэтому легко выдержал почти часовую беседу, доброжелательно отвечал на неиссякаемый поток вопросов местной прессы, и рассказал немало интересного.

13.jpg

К примеру, музыкант поделился воспоминаниями о сложном детстве, когда и началось его увлечение джазом:

«Уже в девять лет я должен был помогать своей семье и устроился работать в магазин разносчиком продуктов, делал сендвичи. Но мне несказанно повезло, когда в седьмом классе у нас оказался замечательный преподаватель музыки, который когда-то учил Диззи Гиллеспи (выдающийся джазовый музыкант, родоначальник современного импровизационного джаза прим.ред.). Он мне подарил первую трубу в моей жизни, а поскольку школа была очень бедной, труба оказалась дырявой, и я должен был придумать, как её починить, прежде чем учиться играть. К сожалению, я слишком поздно понял, что труба является наиболее сложным музыкальным инструментом».

8.jpg

Однако юношеские трудности не стали препятствием для творческой карьеры Джоуи, главным учителем которого стала сама музыка:

«Занимаясь с преподавателем, я понял, что нужно развиваться дальше, стал слушать концерты различных композиторов и пытался понять их технику. После школы у меня не было возможности учиться у кого бы то ни было из-за отсутствия денег, поэтому я самоучка. И сегодня для меня совершенно не важно, как выглядит музыкант или список достижений, мне важно его слышать. А для музыканта это и есть самое главное, это то, что будет открывать ему секреты любой композиции, которая касается его слуха».

6.jpg

В ходе беседы Джоуи сделал небольшой экскурс в историю джазовой музыки и её развития в США:

«Исторически джаз был развлечением низов, к которому большинство относилось свысока и все отзывались о ней унизительно. Когда эта музыка стала исполняться в Новом Орлеане, она звучала, прежде всего, в публичных домах. Её обозначали как «jackass», словом, из которого впоследствии появилось известное «jazz». В 40-е и 50-е было очень мало «белых» музыкантов, которые хорошо исполняли джаз. Ведь в первой половине XX века он был как закрытый секретный клуб, и туда мало кто мог попасть. «Черные»музыканты блистали за счёт их восхитительного умения импровизировать, но при этом большинство из них не знало нотной грамоты. «Белые» музыканты были хорошо образованы, но не могли понять суть джазовой импровизации. Принципиальный перелом произошёл в конце 40-х годов, когда в Бостоне открыли музыкальную консерваторию, где все желающие могли учиться джазу и импровизации».

15.jpg

Великий джазмен не считает, что сегодня можно говорить о кризисе в этом музыкальном направлении, но подчеркивает необходимость обучать всех желающих:

«Я считаю, что джаз по-прежнему популярен, но я полагаю, что в России не хватает поддержки со стороны музыкальных учебных заведений. Джаз — это искусство, и относиться к нему нужно серьёзно. У классической музыки есть мощные школы, где музыканты получают все необходимые навыки, и джазу необходимо то же самое».

17.jpg

В работе главное для Джоуи — это не размер зала или сцены, а подготовленные музыканты. К русским коллегам джазмен относится уважительно и считает их первоклассными специалистами:

«Пожалуй, я знаю около ста российских музыкантов, которые живут и работают в Нью-Йорке. Они, как правило, обладают весьма высоким уровнем подготовки и тот факт, что они работают в Нью-Йорке, это подтверждает, потому что там, если вы не суперпроффессионал, вы просто не выдержите конкуренции».

14.jpg

Перед выступлением музыкант не соблюдает никаких ритуалов и может думать о чём угодно, хоть о вкусном ужине, хоть о прекрасной половине человечества, которую Джоуи ласково называет «цветами вселенной». Самое важное перед концертом — это настроение нового места:

«Где бы я ни был, меня заряжают те, с кем я встречаюсь. Как только я схожу с самолёта или с поезда, то начинаю готовиться к концерту, начинаю чувствовать, ощущать людей, которые здесь живут. Это не просто так, ведь самое главное — это творить любовь».

7.jpg

У Джоуи нет заранее приготовленного списка композиций, так как в своей работе он отталкивается от настроения аудитории:

«Мне достаточно 30 секунд общения с аудиторией, и я знаю, что буду исполнять».

12.jpg

Джазмен обещал, что на сцене он будет не только играть, но и петь, поэтому забегая вперед, стоит отметить, голос у него восхитительный. Также именитый гость сказал, что может даже вытащить из зрительного зала пару человек, чтобы они пели вместе с ним. Похоже, концерт обещает быть интересным и непредсказуемым, но лучше всё увидеть и услышать самому. Если вы не успели приобрести билет, то поторопитесь, — в кассе Филармонии осталось всего несколько штук.

Автор
Анастасия Маковская
Фото
предоставлены автором
4974