Современный мир разнообразен и удивителен, он предлагает массу возможностей, тем не менее, выбрать среди огромного количества вариантов что-то одно сложно. Мы пробуем себя в разных сферах, но станет ли очередное увлечение чем-то большим, предугадать нельзя. В рамках рубрики «Человек — дело» мы знакомим вас не с людьми и их хобби, а скорее с теми, кто сумел действительно найти себя.
Сегодня наша героиня — участница фаер-команды «Эпицентр» Елена Курчатова. Бесстрашная Елена легко и непринужденно управляется с огнём, заставляя его воплощать в жизнь свои самые смелые идеи.
Начнём с самого банального вопроса: кто вы по жизни? Расскажите немного о себе.
— В обычной жизни я банковский работник. Весьма странное сочетание — фаер-шоу и работа в банке. Но если бы я не работала там, то никогда бы не попала в фаер-шоу. Странное стечение обстоятельств, видимо, так было надо. Фаер-команда «Эпицентр» появилась три года назад, и я была среди тех, кто вошёл в первый набор. Конечно, фаерщики в Абакане существовали и раньше, но у них не было какого-то объединения, цели. И однажды два человека (Александр Лазарев и Стрелок) решили создать такую школу, вернее один сильно этого хотел и уговорил второго.
Три года назад объявили фестиваль искусств и я решила попробовать показать нечто более оригинальное, нежели обычный вокал или танцевальные выступления. Рано утром я удивила Александра звонком: «Саша, мне нужно за две недели освоить пои, сделать номер с огнём и снять видеоролик». Он посмеялся и пригласил меня в фаер-школу, которая открылась ровно две недели назад. Так я и попала в «Эпицентр».
На первой тренировке я познакомилась со Стрелком, и, несмотря на масштаб трагедии, мы решили попробовать. Две недели адских тренировок, ведь подготовки у меня не было никакой. Каждый день, до часу ночи, иногда до двух, все обеды на работе, любая свободная минута — крутить, крутить, крутить. Нужно было не просто освоить тренировочный реквизит, а сделать настоящий номер с огнём. Номер мы всё-таки поставили, и видео сняли, правда выступать пришлось не с огнём, а со светодиодным реквизитом, который мы нашли чудом. На фестиваль в Казань, меня не взяли, но в фаер-шоу я осталась.
Что именно увлекло вас в огненном искусстве и почему вы решили остаться в школе?
— Знаете, вот сейчас сложно ответить, сейчас всё иначе. Но когда впервые берешь огонь, ощущения, конечно, ни с чем несравнимые. Ведь прежде чем тебя вообще до него допустят, пройдёт несколько долгих месяцев упорных тренировок. Ты уже знаешь, как выполнять тот или иной элемент, но если дело доходит до работы с огнём, всё меняется. И когда ты первый раз зажигаешь реквизит, то испытываешь какой-то непередаваемый восторг.
Какой была реакция близких, когда у вас появилось новое хобби?
— Родители меня откровенно не поняли. Хотя для них не было новостью, что я занялась чем-то новым, я постоянно чем-то увлекалась. Если это не были танцы, был КВН, если не КВН, то что-то ещё. Бесконечная череда подготовки, тренировок, каких-то поездок. Не поняли, потому что огонь, а огонь — это опасность по их мнению. Но не так страшен чёрт, как его малюют. Когда ты впервые смотришь на артистов, думаешь: «Боже, зачем они это делают?!». И многие это именно так и воспринимают.
Всё складывалось весьма интересно: в первый год существования «Эпицентр» пригласили на фестиваль, который организовали местные байкеры. Для нас это было первое общее выступление, мы собирались каждый день в течение полутора месяцев. Будни, выходные, погодные условия — никаких исключений. Было мало опыта, лишь у двух-трёх человек, а в подготовке номера принимало участие 10 или 12, точно не помню. Новичков было много. Нужно было добиться синхронности движений, весьма сложная задача, но именно она нас и сплотила. Всё время находиться вместе, контактировать, постоянно общаться. Состав команды получился неоднородный: подростки, взрослые, люди разных профессий. И, по сути, кроме фаер-шоу нас ничего не связывало.
Можно ли сказать, что «Эпицентр» — это ваша вторая семья?
Скорее, что-то сродни братству. У нас есть общие праздники, мы вместе отмечаем дни рождения, и даже мысли нет, кого-то не пригласить. Это уже немного больше, чем друзья. Мы переживаем друг за друга, интересуемся делами и жизнью. Никогда не думала, что буду тепло относиться, к какой-нибудь шестнадцатилетней школьнице, принимать всерьёз её проблем.
Сегодня в интернете есть множество учебных материалов, те же видеоролики, насколько реально научиться работать с огнём самостоятельно?
— Самому сложно освоить многие элементы. Поэтому, если есть учитель, который показывает, поправляет, направляет, это даёт сильный толчок вперёд. Дальше — фаер-фестивали, это бесценный опыт, ты узнаешь там столько, сколько ты не получишь нигде, ни в одном видеоуроке. Реализация, понимание того, как можно использовать огненный реквизит, как подходить к постановке номера, такому можно научиться только там.
Когда человек приходит в школу, он может попробовать весь имеющийся реквизит и выбрать то, что ему больше по душе. Но владение одним реквизитом не даёт универсального подхода ко всему. Когда берешься за что-то другое, приходится учиться заново. Будет чуть легче, чем новичкам, хотя в любом случае предстоит много работы. Мой основной реквизит — пои, но сейчас я хочу научить владеть огненными мечами. Любовь к фехтованию у меня не прошла, поэтому я мечтаю объединить это и сделать номер.
Как рождается номер? И много ли проходит времени от идеи до её воплощения?
— Мы пробовали разные варианты. Первые номера мы создавали с банальных мозговых штурмов, собирались всей командой и задавали себе вопрос: «Мы едем на фестиваль в Новосибирск. Что мы будем там показывать?». А дальше, кто во что горазд. Какие-то вещи приходят неожиданно. Как-то меня спросили о том, какие идеи для номера у меня есть. И я предложила показать зарождение огня. А потом сидишь и думаешь, а как это действительно можно показать?
Бывало и так, что руководитель говорил: «Разбиваемся на группы, делаем импровизацию на две минуты». А потом из этого получались интересные выступления, без идеи и какой-то сверхзадачи. А вот наш номер «Цыгане», который мы показывали в прошлом году, это уже другое. Там есть четкий сюжет, и у каждого своя роль.
Есть ли принципиальная разница, для какой публики выступать?
— Выступать на фаер-фестивале для профессионалов и выступать для горожан — разные вещи. Когда ты выходишь на публику, никак нельзя позволить себе быть небрежным. Зрителя нужно уважать. Номер может быть менее сложным технически, чем на фестивале, но ты должен исполнить его чисто. Многие не поймут, насколько замысловат тот или иной элемент, но халтуру заметит каждый. Поэтому, если вышел на сцену, то обязан сделать всё качественно.
Сколько времени вы посвящаете школе и огненному искусству?
— Если ты занимаешься чем-то серьёзно, это всегда будет отнимать у тебя много времени. У нас есть регулярные тренировки три раза в неделю, но ими, конечно, никто не ограничивается. Летом готовишься к зимним фестивалям, зимой — к летним. Либо готовишься на чей-то фестиваль, либо работаешь над своим мероприятием. В лучшем случае у тебя есть перерыв на месяц.
Умение владеть огнём — результат упорных и долгих тренировок. Какую роль играют способности и талант? Можно ли вообще быть талантливым в этой области?
— Есть и те, у кого действительно талант, их видно сразу. У нас занимается ребенок, ему 15 лет, абсолютно талантливый мальчик в этом вопросе, ему даётся всё лёгко. Новый номер он запоминает минут за 20, даже если видит его впервые. Другому понадобится минимум шесть занятий, чтобы разучить все элементы. Он учится одному, переходит к другому и быстро догоняет тех, кто занимает этим несколько лет. Приятно наблюдать, как он развивается.
Вы можете охарактеризовать ваши отношения с огнём в нескольких словах? Что есть фаер для вас?
— Если бы вы спросили меня раньше, я бы ответила так: пока ты крутишь огонь — ты живёшь. Год назад я ощущала это очень четко. Недавно у меня был перерыв, я не посещала занятия и в какой-то момент поняла, что мне их не хватает, я соскучилась. Фаер — это радость и восторг, без этого жить можно, но скучно.