Гоголевская «Шинель» — простая, но глубокая

Гоголевская «Шинель» — простая, но глубокая

В школе произведения Н.В. Гоголя изучаются довольно рано, возможно, из-за этого многие российские дети запоминают только то, как страшно было читать «Вечера на хуторе близ Диканьки» и как скучно всё остальное. А от «Шинели» на уроках литературы школьники обычно недоумевают, разыскивая в ней глубинный смысл и «канцелярскую» анекдотичность, говорить о которых положено по программе.

Наверное, именно поэтому многие произведения советуют перечитывать в более зрелом возрасте. Тут-то и раскрывается для читателя истинный смысл и предназначение «маленьких человечков», «нигилистов» и других литературных героев.

3 июля в большом зале Драматического театра имени М.Ю. Лермонтова, в рамках VIII Международного эколого-этнического фестиваля театров кукол «Чир Чайаан», абаканцы встретились с болгарским театром «Credo», который на этот раз приехал в Хакасию с двумя спектаклями — «Шинель» и «Папа всегда прав». На «Чир Чайаане» — 2012 публика настолько тепло приняла болгар и их «Папу», что оргкомитет фестиваля решил пригласить театр в Хакасию ещё раз.

IMG_2969.jpg

«Шинель» в постановке «Credo» даёт возможность взрослым ещё раз взглянуть на знакомую историю, но под другим углом, а детям — не заскучать и понять смысл этого довольно сложного произведения. Артисты мастерски ведут зрителей между любопытством, страхом, грустью и переживаниями к облегчению, радости и ощущению свободы. Классическая повесть здесь рассказана от имени тех, кто услышал, понял и прочувствовал историю жизни Акакия Акакиевича Башмачкина.

Грицко и Панас занимаются отловом бродячих собак в Петербурге, они расставляют капканы (везде — на улице, крышах и в реке. На всякий случай!) и ждут. Но получается так, что в один из их капканов попадается призрак Башмачкина, который рассказывает друзьям историю своей жизни. Грицко и Панас — слушатели не только понимающие, но и глубоко переживающие за судьбу Акакия.

IMG_3014.jpg

Вот он родился, но радовался недолго — осознал, что всю жизнь будет чиновником, и заплакал. И действительно, стал им, к тому же годами вокруг него выросла «шинель» — вся в заплатках, рыжевато-мучного цвета... Но как нравилось Акакию Акакиевичу переписывать! Стоит напомнить, что работал он чиновником в департаменте. А чем занимаются в департаментах? Пишут, здороваются, переписывают, подписывают, в общем, работают. И в переписывании виделось Башмачкину что-то особенное: рисуя буковки, он и сам становился ими. А когда с его «шинелишкой» произошла «оказия» (портной Петрович не нашёл, куда пришить очередную заплатку), Акакий Акакиевич отчаялся, но именно тогда и родилась у него мечта. Самая первая. К ней сначала было трудно привыкнуть, но потом чиновник ни о чём другом и думать не мог, кроме как о новой шинели.

IMG_3069.jpg

Все мы знаем, что произошло дальше: новую шинель утащили, а ведь она для Акакия Акакиевича не была «просто», она была «как». Не смог пережить Башмачкин этого, «просто испустил дух, и вот так тихо исчезло существо, никому не дорогое и не интересное...»

Рассказав эту историю, Панас и Грицко понимают: для того, чтобы выбраться из клетки, куда они попали из-за Башмачкина, вовсе не обязательно быть призраком, сделать это можно в любой момент, когда захочется, потому что все мы — свободны.

Артисты вновь удивили публику, интерпретируя метафоры Гоголя с помощью декораций: в их умелых руках клетка превращалась в шинель с заплатками, а полотно с «головой» — в Акакия Акакиевича.

IMG_3040.jpg

Спектаклю «Шинель» уже более 20 лет. Театр «Credo» играет его на девяти языках: болгарском, французском, английском, немецком, испанском, японском, греческом, сербском и, конечно, русском.

«Очень важно показывать спектакль на языке зрителя, — говорит Нина Димитрова, создательница театра «Credo», — мы не хотим строить четвёртую стену. Если зритель меня не понимает, то это нечестно. А театральная игра должна быть честной, тем более «Шинель», когда актёры и зрительный зал являются равноправными, и им нужно постоянно общаться»

Обозначить каким-то классическим термином стиль «Credo» невозможно, сама Нина говорит, что ей стало легче отвечать на этот вопрос только после того, как один английский критик написал об их театре в «The Independent»: «Ты смеёшься, но это не комедия; ты плачешь, но это не трагедия; здесь есть клоуны, но это не цирк; есть куклы, но это не кукольный театр; есть яркая мимика, но это пантомима. Господь Бог знает, что всё это, но единственное, что можно сказать: это — настоящий театр».

IMG_3094.jpg

«Credo» приехал в Хакасию в обновлённом составе: так получилось, что в 2012 году артисты в предпоследний раз играли вместе, а далее их творческие пути расходились. Однако за эти два года Нина успела стать преподавателем в Национальной академии театрального эфирного искусства, где, естественно, стала обращать внимание на студентов, искать среди них будущих артистов театра «Credo».

«Есть очень талантливые, но тяжёлые актёры, у которых как-то медленно всё происходит. Для другого типа театров они прекрасны, но в «Credo» всё по-другому. Нужно иметь бурное воображение, чувство юмора, экспрессивность, обладать быстротой реакции и, конечно, быть наивным»

Больше остальных в Академии внимание Нины привлекли Стелиан Радев и Димитр Несторов, которые вот уже год играют в «Credo», Стелиан — Грицко, а Димитр — папу в спектакле «Папа всегда прав».

IMG_2995.jpg

«Credo» руководствуется принципами минимализма и бедной, тряпочной эстетики. Отсюда этот непривычный реквизит — тряпочки, кусочки и элементы фигур, вовсе не похожие на кукол или марионеток. Через всю «Шинель» артисты проводят символ-клетку, которая трансформируется то в шинель, то в Башмачкина, то в тюрьму и даже в гроб.

«Спектакль «Шинель» говорит о свободе человеческого духа, и логично, что там появилась клетка. Это метафора, которую мы увидели в произведении Гоголя — шинель-капкан. Там есть такие слова: «На пути человека заложено очень много капканов», и вся наша жизнь — это прогулка из одного капкана в другой. Башмачкин живёт внутри своей шинели, а освободившись от неё, превращает шинель в мечту. Это гоголевские абсурды, которые нам очень интересны»

IMG_3164.jpg

Нина Димитрова уверена, что вовсе не обязательно иметь на сцене огромное количество реквизита, ведь спектакли «Credo» построены на воображении.

«Самое важное — это не средства, которые ты используешь, чтобы выразить идею, а сама идея. «Credo» — это театр творческих возможностей, здесь актёры — творцы, а не исполнители. Если бы я была акробатом, то я бы обязательно на сцене использовала ещё и акробатику»

Стелиан Радев в Абакане играл «Шинель» на русском языке впервые.

«Очень переживал, выучить текст — не сложно, на это требуется не больше 15 дней. Но здесь очень много импровизации, на болгарском я могу постоянно что-то добавлять в текст, а здесь вроде и хотелось что-то ещё сказать зрителям, но, к сожалению, незнание языка мешает. А публика мне очень понравилась, люди реагировали на такие моменты, на которые в Болгарии никогда не реагировали. Наверное, Гоголь всё-таки понятнее именно для русских людей»

IMG_3179.jpg

Артисты «Credo» остались благодарны организаторам «Чир Чайаана» за приглашение в Хакасию во второй раз. Благодарны они и хакасской публике — самой тёплой и отзывчивой. Далее «Credo» представит спектакли «Шинель» и «Папа всегда прав» японской публике, к чему артисты сейчас активно готовятся, изучая этот довольно сложный язык.

Полный фотоотчёт спектакля «Шинель» в постановке болгарского театра «Credo» смотрите в галерее проекта.

Автор
Алёна Титова
Фото
Алексей Степнов
6087