Интересно наблюдать, но не анализировать

Интересно наблюдать, но не анализировать

10 апреля в МЦ «Атон» выступила группа «Lumen», для Абакана концерт группы стал третьим. На этот раз коллектив презентовал свой новый альбом «На части». Накануне, 9 апреля, журналистам выпала возможность пообщаться с солистом группы Рустемом (Тэм) Булатовым, разузнать подробней о новом альбоме и об отношении Тэма к некоторым другим вещам.

_MG_9414.jpg
О новом альбоме

Мы достаточно долго собирали материал для этого альбома. Предыдущий студийный альбом вышел в 2009 году, с тех пор у нас и накапливались новые песни. Тот момент, когда материала становится достаточно для выпуска нового альбома, всегда непредсказуем. Сначала может быть так, что тебе не пишется, или песни не собираются, потом внезапно происходит какой-то творческий прорыв. Мы столкнулись с чем-то похожим. У нас накопилось песен больше, чем способно уместиться на обычную пластинку. И мы впервые за достаточно долгое время смогли определить, какие именно песни хотим записать, а какие нет. Специально для этих песен собрали программу, ту, которая называлась «Остаться собой». Этот тур расставил все точки над «i», и после его окончания мы поняли, что ни от одной песни отказываться не хотим — они все нам нравятся одинаково. А дальше началась техническая работа. Мы писали песни, которые играли в туре, и первая половина альбома была готова. Решили не затягивать и дописывать материал, а сделать так, как сейчас делают многие команды: «System of a Down» выпускали двойной альбом, не так давно «Green Day» выпустили тройной альбом, тоже делая небольшие перерывы между релизами. Мы пошли по тому же пути. Концептуально две части альбома друг друга взаимодополняют, но в тоже время эти альбомы о разном. Первая половина больше о том, что заставляет нас чувствовать себя разбитыми, о том, что нам сильно не нравится, что происходит в нашей стране, в мире. Во второй части песни с такими же настроениями, но больше про поиски счастья, с другим взглядом на жизнь.

Мечта сделать альбом за рубежом у нас появилась давно. Прицеливались на то, чтобы посотрудничать с немецкой или финской студией. Большую роль здесь, конечно, играет финансовый вопрос. Мы копили деньги, оценивали реальность своих возможностей и пришли к выводу, что комфортнее для нас будет записаться в США. Там гораздо больше специалистов, звукорежиссёров и продюсеров, работавших с командами, которые нам очень нравятся. После проблем с туристическими визами, по которым, как выяснилось, работать в студии нельзя, мы получили разрешение от одной студии уже после того, когда вышел «Мир», и мы проехали часть тура с этим альбомом. Эта бюрократическая американская машина зажевала наши документы на год. Мы надеялись, конечно, что все решится быстрее, но пришлось действовать по обстоятельствам.

_MG_9425.jpg

Поехали в Краснодар на студию «Маринсаунд». Нам очень помог ее владелец — Игорь Марин, который сделал свою студию на вполне европейском уровне. Но не смотря на то, что там очень много аппаратуры мирового уровня, одну из идей мы не смогли воплотить. Помимо всего прочего, нам хотелось просто поучиться, поработать с иностранными специалистами, посмотреть, что они будут делать с нашим материалом, как они его преподнесут слушателям. Поэтому, когда встал вопрос о том, чтобы уже записывать следующий альбом, мы вернулись к поискам иностранной студии. Да и в мире за это время многое поменялось. Кроме того, мы сумели у себя в Уфе сделать домашнюю студию, качество записи на которой нас удовлетворяло. Получив больше свободы, мы писали альбом столько, сколько хотели, и параллельно искали человека, который смог бы весь этот материал свести. Роб Хилл работал с группами, которые нам очень нравятся, например, с «Korn». И именно поэтому мы совершенно с легким сердцем разрешили ему и попродюссировать, внести в наши аранжировки нововведения, которые он посчитает нужными. И это привело к тому, что альбом очень по-новому звучит дня нашего коллектива.

Без штампов

Мы много слушаем разной музыки. И рок-музыки, и не рок-музыки. И уже лет 10 как у нас нет никаких иллюзий и штампов в голове, что слушать нужно только рок, только это хорошо, а все остальное недостаточно хорошо для нас. Бывает музыка, которая тебе не нравится, и музыка, которая тебя не трогает, все остальные определения смешны. У каждого из нас есть свой собственный музыкальный список, который так или иначе повлиял на развитие каждого из нас.

_MG_9420.jpg

Слушатели «Lumen» — люди разные

Мы никогда не пытались нарисовать образ нашего слушателя или как-то усреднить людей, которые приходят на наши концерты. Могу только констатировать факты. Как правило, это молодые люди в возрасте от 15-16 и до 30ти лет. Среди людей, которые слушают нас дома в плеере, гораздо больше людей примерно моего возраста. Понятное дело, что среди наших слушателей есть люди с совершено разными увлечениями. Кто-то приходит на наш концерт просто как на рок-концерт, им без разницы, была бы на сцене другая рок-группа или мы, главное, чтобы было задорно, громко и весело. Безусловно, есть и слушатели именно нашего коллектива. Есть люди, которые весь концерт где-нибудь сидят или стоят и не одной клеточкой своего организма не показывают, что они получают от происходящего какое-то удовольствие. Им важнее воспринимать информацию, которая идет со сцены, они слушают текст и сопереживают происходящему где-то глубоко внутри себя. И вот эти два каких-то полярных состояния очерчивают рамки, все остальное находится между ними. Есть наши единомышленники, есть те, кому параллельно, а есть люди, совершенно равнодушные к одной части песен, зато им очень близка другая часть, и опять они абсолютно по-разному ведут себя на концерте. За этим забавно наблюдать: начался мощный боевик о каких то проблемах в нашем обществе, часть людей уплывает куда-то, но собирается другая группа, для того, чтобы эту песню поприветствовать. И на следующей песне все опять меняется. Интересно наблюдать, но не анализировать. И более того, я себя заставляю не анализировать. Не пытаться все это держать в голове и не пытаться как-то оценивать. Кажется, очень важно не зависеть от собственного слушателя, не понимать многие процессы, которые внутри этого большого сообщества происходят. Для любого человека, который занимается творчеством, эта информация опасна, потому что она начинает над тобой довлеть. Ты вольно или невольно желаешь повторить какой-то собственный успех, а это может оказаться билетом в один конец.

Главное для молодых — понять себя

Для всех молодых музыкантов главное — вовремя понять, чего ты хочешь, в голове должна существовать система приоритетов, потому что нельзя просто положиться на волю случая. Если не возьмут в музыканты — поду в ларек продавать пирожки. Так нельзя относиться к своей жизни, к выбору главного для тебя дела. Любой труд человека — занятие достойное. Я ни в коем случае не пытаюсь принизить роль и значение людей других профессий. Каждый должен заниматься тем, чем он хочет заниматься. Вопрос здесь только в том, чтобы вовремя понять свое внутреннее ощущение: я в жизни не хочу заниматься ничем кроме ... и там не должно быть много вариантов. Должно быть что-то конкретное, чего действительно хочется. И я уверен, что человек, который занимается по жизни нелюбимым делом, в конечном итоге будет несчастным. Как-то наткнулся в интернете на короткий ролик про то, как работает пекарь. Там играет веселая музычка, и парень делает какое-то невероятное количество хлеба за свою смену. Но на этом видео видно его эмоции, видно, что он от всего происходящего получает удовольствие. Он носится по пекарне как какой-то волшебник, жонглер. Я знаю, что такое работа в пекарне, и это тяжелейший труд. Но когда смотришь на него, кажется, что он занимается каким-то баловством. Так вот. Всем молодым музыкантам хочется пожелать, чтобы они вовремя определились, хотят ли они себя дальше видеть в творчестве или хотят пойти по другому пути. Когда у тебя есть четкое понимание чего ты хочешь, все складывается хорошо.

_MG_9448.jpg

Оно само получается

Все творчество — это такой процесс, который невозможно описать. Для того, чтобы появились какие-то новые строчки, стихотворение, мне достаточно какое-то время просто не писать. Оно само получается, происходит само по себе, на автомате. И мне не нужно садиться в темноте со свечкой и пером над белым листом бумаги, чтобы меня какая-то мысль озарила. Я могу просто и заниматься чем-то, и в какой-то момент пойму, что мне как-то некомфортно, потому что у меня назойливые строчки в голове крутятся и пытаются вырваться наружу. И если я этого не сделаю, то мне будет плохо, мне нужно все это выплеснуть, чтобы освободить место для каких то других строчек.

Несколько раз в жизни я пробовал писать на заданную тему — у меня получается. Я могу подойти к вопросу технически и на любую практически тему в течение какого-либо времени написать стихотворение, свое отношение к чему-либо выразить. Но такие стихи совершенно безликие, скучные и мне не нравятся.

Это первый город, где по-настоящему чувствуется весна

Мы все время находимся в таком жестком графике, что раньше некогда было Абакан посмотреть. Но в этот раз мы приехали чуть пораньше. Сегодня немного погуляли. У вас тут совсем замечательно! И, честно сказать, это первый город, где по-настоящему чувствуется весна. За весь тур она догнала нас только здесь.

Смотрите также фотоотчет с концерта группы «Lumen» в МЦ «Атон».

7095