Сказки Э.Т.А.Гофмана всегда отличала особая атмосфера, вспомнить хотя бы самое популярное в России его произведение — «Щелкунчика». Зло там по-особому злое и язвительное, добро побеждает с трудом в тот момент, когда, казалось бы, все пропало, и где-то в конце появляется труп. Так и при прочтении «Крошки Цахеса» непроизвольно сжимаются кулаки, а после очередного «деяния» Циннобера перехватывает дух от несправедливости. И вроде волшебная сказка, но волшебство Гофмана воспринимается не иначе, как «обратная сторона» реальности, от которой не сбежать.
6 сентября на сцене Драматического театра имени М.Ю.Лермонтова в рамках V Международного кочевого фестиваля «Желанный берег» состоялся показ спектакля Саха Академического театра им. П.А. Ойнуского «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», по-якутски — «Чиччик».
Открывшийся занавес впустил в зрительный зал густой травяной аромат, похожий на запах веника с пряностями. Скорее всего, способствовали этому декорации, сделанные из натуральных материалов. Кстати, не только они были с модной приставкой «эко»: венок и волшебная палочка феи Розабельверде (Зоя Попова), изогнутый посох мага Проспера Альпануса (Валентин Макаров) — удивительные находки художника Елены Гоголевой.
Хотелось бы также отметить костюмы героев, вот уж куда ткани действительно не пожалели: огромные плащи, развевающиеся платья, скатерть и длиннющий орден Цахеса — все это придавало и без того динамичному спектаклю дополнительную «летучесть», шуршание и мистичность.
Сюжет спектакля вполне строится по знаменитой книге, но с упором на якутский колорит: мать Цахеса, причитая о своей тяжкой доле, играет голосом, танцы напоминают ритуальные, а мага и фею хотелось назвать шаманами.
Сам Цахес именно такой, каким показал его Гофман — злобный, вредный, непослушный, тщеславный и воспринимает дар феи Розабельверде как нечто само собой разумеющееся. Заслуженная артистка РФ Иза Николаева кривляется, хромает, визжит и мяукает, показывает языки, в общем, бесчинствует по полной, воссоздавая тем самым образ Циннобера и в то же самое время завоевывая зрительское внимание. Цахес — «кривое» отражение реального мира, злобный карлик, который «перетягивает» на себя чужие заслуги и отдает «славу» за свои делишки другим.
Не обошлось и без взрывов хохота. Фабиан (Гаврил Менкяров), подтрунивая над влюбленным Бальтазаром (Прокопий Данилов), комично изображает Кандиду (Лена Маркова), за что получает пинок под зад; слуги, решая, кто будет исправлять слишком длинный орден Циннобера, играют в «Камень-ножницы-бумага»; Цахес, погибая в конце, исчезает со сцены со звуком слива унитаза... Комично, и в то же время «в яблочко».
Постановка режиссера Елены Ивановой-Гримм раскрывает довольно серьезную проблему, затронутую Гофманом: человек-никто захватывает власть путем наглого присвоения чужих заслуг, а ослепленное тремя золотыми волосками общество готово возвести его в ранг кумира. Но, как и во всех сказках, дело заканчивается хорошо (или почти хорошо, с учетом того, что главный злодей погибает, фея признает свои ошибки, Мош Терпин (Петр Садовников) остается без работы, а влюбленные герои начинают новую жизнь без наследства).
На сцене Драмтеатра спектакль показали на якутском языке, субтитры для русскоговорящих зрителей выводились на больших экранах по краям от сцены, что было далеко не всегда удобным, так как монологи героев длинные, и текста, соответственно, много, некоторые просто не успевали прочитать и уследить за всем действиями, происходящими на сцене. Однако спектакль прошел без каких-либо казусов, зал рукоплескал, артисты получили цветы, а когда опустился занавес, было слышно их ликование. Думается, остались довольными абсолютно все присутствующие.