Лаборатория национальной сказки

Лаборатория национальной сказки

В этом году  коллектив Драматического театра имени М. Ю. Лермонтова решил поэкспериментировать с национальными сказками. Площадкой для работы стал сам театр, участниками — театральная труппа, а главным руководителем — Олег Лоевский. Идея создания лаборатории принадлежит Евгению Ланцову, который пригласил четырех режиссеров из разных уголков страны и мира для создания сказочных постановок. Надо отметить, что задача перед каждым режиссером стояла непростая: за короткий срок создать театральную зарисовку, которая была бы интересна детям. У детей особый мир, существующий по своим законам. Они легко отличают плохое от хорошего, фальшивое от настоящего и рассуждают не так, как взрослые. Именно поэтому сверхзадача лаборатории состояла в том, чтобы пересмотреть подход к подаче простых вещей и рассматривать ребенка не как существо мало что понимающее, а как полноправного зрителя с особым взглядом на театральную действительность. О чем говорить и каким языком, каждый выбирал сам, однако поле действия было у всех одно — сказка.

«Волшебное кольцо» Родиона Букаева

Татарскую сказку было решено поставить за пределами сцены — в фойе второго этажа. Ограниченное пространство с небольшой зрительской аудиторией придало «налет» домашней атмосферы спектаклю. Отсутствие декораций и минимальное количество реквизитов заставило каждого зрителя подключить воображение и представить белую ткань морем, старый гобелен на стене — сказочным замком, а Майю Энгель — кошкой. Кажется, чем меньше изначально возможностей у режиссера, тем удивительней затем наблюдать его находчивость и фантазии театральной труппы, которая одновременно выступала как персонажи сказки и декорации, звукорежиссеры и создатели «спецэфектов». И все это — с большим энтузиазмом и самоотдачей. И неудивительно, что Виктор Федорович Шлык предложил внести постановку в репертуар спектакля и оставить все, как есть.

dfwmxh1UetQ.jpg

Посмотреть больше фотографий можно в группе Драматического театра им. М.Ю. Леромонтова.

«Жуткий господин Ау» Йоэла Лехтонена

Йоэл предпочел остаться на главной сцене театра и поработать над декорациями и внешним видом актеров. Благодаря этому, зрителям не пришлось догадываться, кто есть кто. И это по достоинству оценили дети: особенно по душе им пришелся бобр — одетый шубу и шапку актер выглядел весьма забавно. Разнообразило спектакль и то, что в конце постановки актеры пригласили детей на сцену для того, чтобы предложить им поучаствовать в демонстрации в защиту леса. Можно сказать, что ребята слегка опешили от того, что им пришлось стать участниками действия, но в итоге все оказались довольны. Йоэл не случайно выбрал для постановки именно эту историю, еще на пресс-конференции он обратил внимание на то, что в Финляндии детский театр к процессу создания постановок относится несколько иначе. На Западе театр чаще всего решает важные вопросы, старается воспитывать юного зрителя, например, прививать мысль о бережном отношении к природе. 

slide-540832
slide-540833
slide-540834
slide-540835
slide-540836
slide-540837
1 / 6

Фотограф Екатерина Абаскалова

 «Рождение Уицилопочтли» Рикардо Марина

Мексиканский режиссер практически сразу обозначил свою постановку, как кардинально отличающуюся от всего, что проходило в лаборатории. Во-первых, это выбор истории, которая ушла от веселой и поучительной сказки в чащи ацтекского мифа. Во-вторых, местом действия стала область под сценой театра, не видавшая, пожалуй, театральных действий никогда. В-третьих, Рикардо решил говорить со зрителем языком пластики, жеста, музыки, отставляя зрителя интерпретировать происходящее по своему усмотрению. Неудивительно, что именно эта постановка вызвала наибольший всплеск мнений среди обсуждающих.

ixqc5wpIYY0.jpg

Посмотреть больше фотографий можно в группе Драматического театра им. М.Ю. Леромонтова.

Если говорить о работе лаборатории в целом, то стоит отметить, что она оказалась весьма плодотворной. Участники и режиссеры показали зрителям, насколько разными могут оказаться сказочные сюжеты даже при минимальном количестве времени и технических средств. Приятно было увидеть актерские перевоплощения из привычных амплуа в сказочных персонажей, несерьезных, где-то забывающих текст, похожим в чем-то на тех людей, которыми они были в детстве. Театральные закрисовки показали, что сказка может быть интересной в любом возрасте вне зависимости от того, кто вы: актер, режиссер, студент, мать троих детей или заботливая бабушка. Пожалуй, главный вывод состоит в том, что сказка нужна людям, прежде всего, чтобы объединяться семьей хотя бы раз в год и забывать о реальности нашей жизни на час или полтора. Воплотятся ли в полноценные спектакли эти зарисовки, пока неизвестно, будем надеемся, что в Драматическом театре им. М.Ю. Лермонтова в ближайшем будущем появится сказочный жанр.

2877