В нашей новой рубрике «Человек — дело» мы решили знакомить наших читателей с интересными людьми Хакасии. Людьми, которые с любовью и самоотдачей занимаются своим делом. Сегодня наша героиня — студентка Института Искусств и мастер гончарного дела Лолита Ташпулатова.
Лолита родилась в семье абаканских художников, и с раннего детства её главным развлечением стало рисование. После окончания школы родители не отпустили шестнадцатилетнюю девочку учиться в Красноярск, и потому она отправилась заниматься любимым делом в Хакасский государственный университет.
«Честно, я не совсем понимала куда поступаю, вернее, мне было всё равно, главное, чтобы там была возможность рисовать. В Институте Искусств есть два направления: Народная художественная культура и Декоративно прикладное искусство. Народники занимаются резьбой по дереву, плетут лапти. Я посмотрела и подумала: «Какие лапти, вы вообще о чём?» и подала документы на ДПИ, так как по часам там рисунка и живописи было больше».
С гончарным кругом Лариса познакомилась именно там, хотя работа с глиной не заинтересовала девушку.
«Керамика началась у нас с первого курса, мне было неинтересно, так как сначала мы создавали всё от руки, и это не вдохновляло. Косо, криво, непонятно, полепил и всё. Поэтому первое время я фанатично занималась рисунком и живописью, скульптура очень нравилась. А глина меня увлекла только курсе на третьем. На втором курсе нас повезли в Шушенское и познакомили с профессиональным гончаром, он провёл для нас мастер-класс. Мы сами попробовали выкрутить что-нибудь небольшое, ни у кого ничего не получилось, конечно. Но мы вернулись под впечатлением от того, что из какого-то маленького комочка глины может получиться что-то крутое».
«В университетской мастерской у нас есть два круга, и мы начали понемногу заниматься, были учебные задания — выкрутить на гончарном круге что-либо. Семестр проходит, у кого-то получилось, у кого-то нет, кто-то от руки слепил, зачёт поставили и ладно. А нам понравилось, и мы продолжали творить. Крутим, сначала 10 сантиметров выкрутили, вау, 10 сантиметров! Потом 15, потом 30 сантиметров. О Господи! Сейчас уже не важно, ваять — рука набита. А тогда это было реально волшебство. Я смог, я сумел! В печь ставишь, боишься, не дай Бог , взорвётся от пузырька воздуха».
«Вообще в нашей группе гончарным делом занимаемся мы вдвоём с Юлей, а больше никто не умеет. Летом у нас была практика, и мы решили каждый день ходить в институт и гончарить. И за три месяца смогли повысить свой скилл. И осенью решили, что будем работать только на гончарке. Все преподаватели: «Как на гончарке! Вы умеете?». — «Да, умеем». — «И что, сможете вытянуть большое изделие?». — «Да, сможем». В первый раз все были в восторге, сейчас этим уже не удивишь».
До того, как глина превратится в чашу или изящную вазу, её ждёт множество этапов. Первый из них — подготовка материала. Глину просеивают, смешивают, высушивают, приводят в однородную массу, часть которой отправляется на гончарный круг, где и начинается процесс. Сначала кусок центруют и формируют из него основу изделия, что требует больших усилий, поэтому главное для гончара — это сильные руки.
«Гончарство — преимущественно мужская работа, так как это сложный процесс чисто физически. Поначалу сильно болели руки, теперь накачались. Чаще страдает спина, день посидишь за кругом, а на следующий не можешь встать. Но мне нравится, мне всегда хочется пробовать всё. Раньше я смотрела на гончаров и думала: «Я обязательно научусь этому в жизни». И вот я уже гончар».
После того, как основа готова, начинается процесс создания изделия — сегодня это ваза. Чем сложнее форма, тем больше нужно времени. Одно неосторожное движение может всё испортить, и придётся начинать заново.
«Я заметила, что в плохом настроении у меня не получается ровным счётом ничего. Чтобы заниматься этим, нужно быть жизнерадостным, отрешенным от проблем. Когда ты садишься за круг, нельзя думать вообще ни о чём кроме процесса. Если отвлекаешься, то отпускаешь руки, и теряешь контроль».
«Важно иметь художественный вкус, чувство меры и просто любить то, что делаешь. Гореть этим! В каждом изделии есть частичка меня, моё настроение, сегодня оно такое. Я это воспринимаю как медитацию и прихожу сюда медитировать над горшками».
После того, как ваза готова, ей нужно дать высохнуть и отправить на обжиг, который занимает несколько дней. Нагрев и остывание должны проходить постепенно, иначе работа может просто взорваться на части. Посуду обязательно покрывают глазурью, которая защищает её от воды. Глазурь является, по сути, жидким стеклом, и чтобы оно расплавилось, нужно не меньше 1200 градусов.
«Это всё — очень дорогое удовольствие. Мне повезло, что я учусь на бюджетном, если бы пришлось платить за обучение, то можно было бы разориться, ведь все материалы мы покупаем сами. Килограмм глины стоит 50 рублей, с доставкой — 70 рублей. Когда мы заказываем глину, мы сразу берем килограммов 60-80, и этого хватает на два-три месяца. Самая дешевая глазурь 200 мл — 300-400 рублей, а когда придёт — будет уже 600 рублей. А оборудование стоит ещё дороже, например, приобрести и собрать гончарную печь обойдётся в 300 000 рублей, а гончарный круг любительской версии стоит 70 000 рублей. Заказать всё это можно либо из Питера или Москвы, а печки только из-за рубежа. Наверно, если ты сам гений-инженер, то получится собрать печку самому, но скорее всего, это будет пожароопасно».
Сейчас Лолита работает над дипломным проектом и проводит в мастерской по десять часов в день. Главной сложностью стал выбор темы, которую не только нужно воплотить в жизнь, но и не потерять к ней интерес за учебный год.
«На четвертом курсе я делала проект «Древо жизни» и думала о том, как развить эту тему. Если древо — начало начал, основа мироздания, то что же предшествует ему? По каббале (религиозно-мистическое течение иудаизма) это семя, появившееся внезапно, из ниоткуда, давшее жизнь древу. И моей темой стали космические семена мирового древа жизни. Это будет инсталляция с потолка до пола высотой около четырёх метров».
«Мой друг, зная о моём увлечении, говорит: «Зачем тебе эти горшки, сосуды, давай делать скульптуру!». Люди не воспринимают гончарство как искусство, ведь это ремесло, и раньше в каждой деревне нужен был как кузнец, так и гончар. Но я смотрю на это, прежде всего, как на искусство. Изделие не заканчивается на том, что его сняли с круга. Его можно не только обжечь, но и расписать, украсить, той же самой лепниной, малой формой, скульптурой. Если всё вокруг воспринимать как искусство, постоянно заниматься украшательством, тогда можно делать прекрасное из чего угодно».
Фото из личного архива Лолиты Ташпулатовой
Познакомиться с работами Лолиты Ташпулатовой и Юлии Юрьевой можно в группе «Два гончара»