Современный театр давно не ограничивается классическими «правилами» — единством времени, места и действия. Сегодня многообразие форм и способов выражения на сцене настолько огромно, что постановки способны удивить даже искушенного зрителя. Раз в несколько лет возможность расширить свое театральное сознание и кругозор предоставляет абаканцам Международный эколого-этнический фестиваль «Чир Чайаан», в рамках которого впервые выступил в этом году театр карнавальной культуры, маски, гротеска и буффонады «Странствующие куклы господина Пэжо».
В Хакасию коллектив из Санкт-Петербурга привез одну из своих лучших постановок — интерактивный вечерний спектакль «Миньона», победивший в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая женская роль» на международном фестивале детского театра «100, 1000, 1000000 Stories» в Румынии. Познакомиться с этим спектаклем уже успела вся Европа, Тегеран, ОАЭ, Япония и вот, наконец-то, его смогли увидеть и жители нашего города.
«Миньона» — это спектакль, который не нуждается в словах и, соответственно, в переводе. Говоря языком жестов, используя неразборчивый лепет, интонацию и волшебную музыку, актеры успевают за 60 минут добраться до самых дальних уголков человеческого сердца, и совершенного не важно, сколько его обладателю лет: пять или шестьдесят пять. Отсутствие исходного текста позволяет зрителю интерпретировать происходящее по-своему, находить в главных героях что-то особенное, а может быть, и увидеть себя.
1 / 9
«Миньона» — это история девочки, обитающей в замкнутом пространстве старого пыльного шкафа. Наивная и непредсказуемая, она заискивает перед зрителем, ищет его одобрения, становясь то ангельским созданием, то вульгарной дамой, а то и вовсе танцовщицей какого-нибудь французского кабаре. Бурные овации, которыми сопровождается каждый ее номер, создают только иллюзию окружения инепозволяют ейобрестито, кчему она так стремится— друзей исемью.
1 / 6
Пыльный шкаф, хоть и является убежищем главной героини, но в тоже время является главным источником ее страхов, которые принимают самые странные формы. Гигантский заяц, моль и скелет — лишь плоды одиноких фантазий, трансформирующихся в такой странный вид.
Время от времени Миньона отправляется на поиски друга и, включая огромный фонарь, высматривает человека, которому достается маленькое бумажное сердце. Однако принять его способен далеко не каждый, и лишь после того, как девочка наконец-то находит такого храбреца, оказывается, что просто так покинуть свой странный мир ей не удастся. Шкаф, наполненный фантазиями, образами, персонажами, держит её и не дает уйти. А страх расстаться с прошлым гораздо сильнее, чем страх остаться в одиночестве.
Пересматривая чьи-то старые семейные фото, Миньона понимает, что на самом деле ей нужно, чего ей не хватает, и, наконец, решается не ходить вокруг да около, а выйти за пределы своих воображаемых рамок. Она сжигает большое сердце, разламывает на части опостылевший шкаф и возводит из него большой стол, за который приглашаются зрители, и для них выносят огромный торт, шампанское и прочие яства.
1 / 11
Исполнительница главной роли Татьяна Карпова после спектакля немного рассказала нам о других существах, которые появляются с её героиней на протяжении всей постановки:
«Одного из них мы называем Пульчинелла (носатый персонаж с воротником), его образ восходит к персонажу итальянского народного (площадного) театра, может быть, в какой-то мере это — дух театра. В какой-то степени он — плод ее фантазий, плоть от плоти театра, плоть от плоти шкафа. Если вы заметили, костюмы перекликаются по оформлению с ним. Второго мы называем «кондуктор по характеру», он, наверное, немного добрее, он больше опекает Миньону. Если говорить в общем, то это ее духи, помощники. Может быть, это одна из ипостасей главной героини, поэтому, с одной стороны, они оказывают ей помощь, а с другой стороны, мешают».
Одна из основных идей спектакля проста и понятна каждому: для того, чтобы стать самим собой, надо выйти за пределы, как принято говорить, «зоны комфорта», преодолеть страхи, сомнения, оставить их позади и шагнуть в неизведанное будущее с улыбкой. Особая прелесть постановки заключается в том, что интерпретировать ее каждый может по-своему, так, как ему захочется, и никто не в праве его за это осудить. «Мы всегда стараемся оставлять простор для воображения зрителю», — поясняет Татьяна.
Смогут ли абаканцы когда-нибудь еще раз посмотреть уличные постановки театра таинственного и загадочного господина Пежо, сказать точно нельзя. Дальние перелеты с громоздким реквизитом — дело затратное и порой рискованное. Когда труппа летела на фестиваль, огромный заяц был утерян и вернулся только накануне премьеры спектакля, что, конечно, несказанно обрадовало артистов, которые уже не надеялись его увидеть. Кстати, если вам понравился театр и его постановки, вы можете подписаться на их аккаунт в инстаграме, где не только выкладывают свежие фото, но и информацию о ближайших выступлениях.