Миски, тёрки и вазы — тоже музыкальные инструменты

Миски, тёрки и вазы — тоже музыкальные инструменты

Параллельно западной музыке активно развивается этническая — люди все чаще обращаются к музыке малых народов по всему миру: в России, Европе, Индии, Америке. А потому появляется все больше свободных путешественников, посвятивших свою жизнь не просто исполнению, но воссозданию и усовершенствованию аутентичных музыкальных инструментов, а также изобретению чего-то принципиально нового, дабы воспроизводить музыку в её исконном звучании. Такие музыканты профессионально владеют не одним музыкальным инструментом, а разными их типами — струнными, клавишными, духовыми, к примеру, а то и вовсе извлекают гармоничные звуки из того, что попадётся под руку. Недавно в Абакане побывал проездом и дал небольшой концерт мультиинструменталист, композитор и дизайнер музыкальных инструментов Владисвар Надишана. Репаблик посетил вечер и побеседовал с музыкантом.

2L8B9309.jpg

Надишана вот уже 7 лет живет и работает в Берлине, поскольку там ему легче заниматься любимым делом. В Россию, а точнее, сюда, в Хакасию, он приезжает каждый год навестить своих родителей. Он рассказал о том, как и почему началось его увлечение музыкой:

Я впервые услышал восточную музыку, когда мне было лет 16, тогда я жил в Советском Союзе, в то время в стране царил коммунизм. Когда я услышал эти звуки, то понял, что это — иная правда, настоящая, и мне совершенно непонятная. Вот тогда во мне и проснулся интерес к музыке других народов, их инструментам. Захотелось узнать, как играют и почему на меня это так подействовало.

Первым музыкальным инструментом, который освоил Надишана, была обычная гитара, но позднее он начал конструировать инструменты самостоятельно:

Первый инструмент, который я сделал сам, барабан. Это был довольно сложный проект, непонятно было, что и как надо делать. Я часто слушал кассеты с записями барабанных звуков — интернета ведь не было, ездил к друзьям в Москву и Питер, смотрел, какой должна быть система перетяжки, изучал инструмент. Потом с керамического завода взял обожжённую вазу, спилил с неё дно и достал кожу с пионерского барабана. На один инструмент уходило несколько месяцев, ведь тогда не было интернет-магазинов и прочих удобств, и купить или где-то достать подобного рода вещи было весьма сложно.

2L8B9593.jpg

Сейчас в коллекции Надишаны более 300 музыкальных инструментов, и, по словам самого исполнителя, он не помнит точное количество — настолько их много. И каждый из них — эксклюзив, представляющий собой результат неудержимого полёта фантазии:

Среди инструментов, которые сегодня у меня с собой, есть те, которые я сам проектировал, но не делал, делали другие люди, поскольку я сам уже лет 7 не занимаюсь этим. Сейчас я создаю лишь дизайн, а выполняют задуманное высококлассные мастера.

2L8B9430.jpg

Среди спроектированных им инструментов дзуддахорд, пластримбафон, раблоррум, ловцы духов и другие не менее экзотические. Музыкант рассказал о том, что его вдохновляет:

Приведу простой пример. Сегодня я уезжал из деревни, и мне мама дала клубники в такой металлической миске. Я съел клубнику и попробовал, как звучит миска, и оказалось, что это прекрасный музыкальный инструмент. И я стал играть, а люди, что были рядом, стали плясать. А потому играть можно очень на многих вещах, самые обычные предметы вокруг нас могут издавать большое количество разных звуков.

2L8B9505.jpg

Кстати, в этот же вечер Надишана сыграл для посетителей и гостей вечера на той самой миске, из которой утром ел клубнику. О своих музыкальных предпочтениях исполнитель также рассказал, отметив, что всякая музыка — прекрасна сама по себе:

Я слушаю музыку разных народов, фольклор хакасский очень люблю, фьюжн, да и вообще хорошую музыку, в которой люди достигли настоящего мастерства. Был вот только что у мастера и хотел купить здесь хакасский хобрах. Даже среди местных жителей об этом удивительном инструменте мало что известно.

2L8B9413.jpg

Спустя немного времени начался и сам концерт, во время которого Надишана рассказывал о тех музыкальных инструментах, на которых играл. Первым стал хомус. Далее — рассказ про дуклар — также экспериментальный инструмент собственного дизайна, сделанный мастером для музыканта с целью заменить армянский духовой инструмент дудук, по сравнению с которым новый образец проще. После этого музыкант представил русский народный инструмент — «колюку»:

Примитивная обертоновая флейта, у которой нет никаких отверстий, кроме одного — на конце, и особого среза. Тем не менее, инструмент этот очень богатый по звучанию и возможностям, несмотря на примитивную конструкцию. И в России вроде бы не осталось уже ни одного аутентичного исполнителя, который знал бы старые песни и наигрыши на этом инструменте. Традиция, к сожалению, утрачена.

2L8B9364.jpg

Также Надишана продемонстрировал барабан, сделанный по образу и подобию цветочной вазы:

Это новый инструмент, я его сделал совсем недавно и использовал в России всего пару раз. Я очень часто играю на всяких инструментах, которые по сути таковыми не являются — на кухонной утвари, даже на терке. Так вот, была у меня ваза — очень хорошая, старая португальская, к сожалению, треснувшая. Я люблю играть на ней, но не могу возить ее с собой по миру. Поэтому такой деревянный заменитель сделал для меня мой друг.

2L8B9393.jpg

Музыкант очень удивился, что никто из присутствующих не признал хакасский национальный духовой инструмент — хобрах, который в руках Надишаны издавал потрясающие глубокие звуки. Кроме того, он представил также и совершенно новые музыкальные инструменты, в их числе была и портативная мандола, сделанная по типу более громоздкого итальянского оригинала, и гибридный кавал:

Таких флейт в мире много. Еще они называются открытые или диагональные флейты. Открытые они потому, что сверху не имеют свистка. Звук извлекается с помощью комбинации языка, зубов и губ. Существует очень много техник игры, и потому мы решили сделать такой инструмент, на котором можно было бы играть несколькими стилями.

2L8B9441.jpg

Но, пожалуй, особенно всех поразил аутентичный синтезатор. Как оказалось, самый первый из них появился в древнем Китае и был совершенно маленьким и портативным, похожим на бритву с тонкими язычками, отчего музыкант, по его словам, вынужден был бриться прежде чем начать играть на нём. Также Надишана представил и глюкофон, и ханг, и дудку из Лаоса — ча мпла, и ловца духов, издававшего тонкий свист. Все желающие могли задавать интересующие вопросы, на которые Надишана с удовольствием отвечал, а в конце сфотографировался со всеми слушателями и пригласил на следующий концерт, который состоится в Абакане ровно через год.

Подробный фотоотчет смотрите в Галерее.

Автор
Анна Лазовская
Фото
Максим Лавринов
10344