Музей «Авто-мото-техника С.С.С.Р»

Музей «Авто-мото-техника С.С.С.Р»

«Старый друг лучше новых двух», — гласит народная мудрость. Но иногда бывает так, что такой вот старенький и совсем недавно надежный железный друг теперь стал настоящим музейным экспонатом. Да, речь идет о советских автомобилях. Репаблик побывал в музее «Авто-мото-техника С.С.С.Р.» и расскажет, как это было.

Сам музей находится в городе Минусинске, по адресу улица Затубинская, 43, хотя найти к нему дорогу можно, пожалуй, лишь с помощью навигатора. В экспозиции представлены легковые и грузовые автомобили, мотоколяски, мотоциклы и мотороллеры, выпускавшиеся заводами нашей необъятной страны с 1930 по 1970 год. А появилась выставка благодаря энтузиазму семьи Межовых — отца и сыновей.

027.jpg

Экскурсия начинается с просмотра видеоролика об истории музея. Это происходит в небольшом помещении, где кроме того находится коллекция моделек различных авто, советской автомобильной литературы и принадлежностей для ретро автомобилей. И здесь любой посетитель может не только приобрести все вышеперечисленное, но и сделать свой вклад в коллекцию. 

001.jpg

А чуть дальше — мастерская, где восстанавливался ЗИМ.

002.jpg

Основное помещение музея, где и выставлены все экспонаты, представляет собой большой бокс. Места здесь не слишком много для такого количества автомобилей, экспонаты ютятся в тесноте, но, как говорится, не в обиде.

А теперь немного о самих железных ретро-красавцах. Во-первых, это грузовой модернизированный Урал-Зис 355 — с новым 6-цилиндровым двигателем объемом 5,6 литра — переходная модель к знаменитому ЗИС-5. Он выпускался в 1956 — 1958 годах. Во-вторых, пожарная автоцистерна ПМЗ-9 на шасси от ЗИС-150 с закрытым кузовом.

004.jpg

Здесь представлен и легковой полноприводный автомобиль ГАЗ-69, который производился с 1953 по 1972 год. Автомобиль экспортировался в 56 стран мира. По советской документации производился в Северной Корее и Румынии.

008.jpg

ГАЗ-М1, или ласково «Эмка», — первый отечественный автомобиль с цельнометаллическим кузовом, регулируемым передним сидением, ножным переключателем света фар и электрическим указателем уровня топлива. Выпускался с 1936 года по 1943. Во времена войны он использовался как штабной и связной автомобиль.

009.jpg

Далее интересный экземпляр — ГАЗ-21Р ДПС в спецпокраске образца 1968 года. Патрульный автомобиль имеет два громкоговорителя, а на крышке багажника — светящееся табло с надписью «Остановитесь».

010.jpg

ГАЗ-20 «Победа» — первый в мире серийный легковой автомобиль без выступающих крыльев и подножек. Выпускался с июня 1946 года до октября 1948. Экспортировался в Европу, а также производился в Польше.

012.jpg

Историей следующего автомобиля поделился сам хранитель музея. Бывший хозяин в конце 80-90-ых, забивая знаменитыми Минусинскими помидорами полный багажник, отправлялся на рынок в Абакан продавать их, чтобы оплатить обучение своей дочери в институте. ГАЗ-22 «Волга» в Советском Союзе вплоть до окончания производства был исключительно коммерческим автомобилем и в частные руки не продавался.

028.jpg

Здесь можно найти и СМЗ-С-3А — инвалидную мотоколяску, которая производилась на Серпуховском мотоциклетном заводе с 1958 по 1970 года. Ее вес — 452 кг, объем двигателя — 0,3 литра.

019.jpg

ГАЗ-21М «Волга» представлен в экспортном варианте и люксовой комплектации. Но самое интересное то, что его очень часто берут на свадьбы — об этом говорят сами Межовы. В конце 50-ых и начале 70-ых «Волга» была самым популярным автомобилем — с 1956 по 1970 год было изготовлено 638 875 таких автомобилей.

025.jpg

Музей работает ежедневно с 9:00 до 18:00, стоимость входа 30 рублей. Если вы планируете посетить выставку группой, то лучше сначала договориться об этом по телефону: (39132) 2-00-74.

История автомобилестроения — часть общей истории. Именно поэтому так важно иногда взглянуть на тех железных коней, которые принадлежали нашим дедам. Музей «Авто-мото-техника С.С.С.Р.» поможет вам окунуться в атмосферу советской эпохи и прикоснуться к прошлому.

Автор
Павел Черник
Фото
предоставлены автором
7032