Музеи обладают своим уникальным духом, шармом и атмосферой. И многие, посещая их, видят не просто экспонаты, а нечто большее. Так случилось и с Марией Окуневой, фотографом, а ныне сотрудницей Хакасского национального краеведческого музея имени Л. Р. Кызласова. Она поделилась своей историей о том, как родилась серия музейных фотографий, и рассказала, почему музею идет черно-белый цвет.
Началось все с того, что летом я пришла работать в музей. И на третий день работы состоялось открытие выставки художника Евгения Толмашова. Его картины оказались удивительно близки, а работа экспозиционеров подчеркнула общее настроение картин. И, конечно, кадр на телефон, чтобы сохранить впечатление:
А последующие несколько недель прошли в изучении текстов экскурсий, которые затем нужно было сдать комиссии, как на экзамене. Почти целый месяц я бродила по музею, разбиралась в текстах экскурсий, искала значение терминов...и получила возможность наблюдать экспонаты и утром, и днем, и вечером. То, как они меняются при разном освещении, увлекает, поэтому в моем телефоне десятки снимков одних и тех же предметов, но все они для меня — разные.
Наибольшее впечатление произвел музей в понедельник — это день, закрытый для посещений, но рабочий для сотрудников. По понедельникам залы музея стоят в полной темноте, и только некоторые изваяния подсвечены — сплошная мистика. Проявляются невидимые прежде объемы, эмоции — например, как на этом фрагменте лика:
За полгода работы в музее образовался небольшой цикл фотографий под общим тегом #МузеюИдетЧб. Почему именно черно-белые фотографии? Мне кажется, в «ЧБ» особенно акцентируется внимание на формах объектов, их структуре, подчеркивается их строгость и драматичность.
Но это — средство, главное то, чем привлекает само Место — это своеобразный перекрёсток многих времён и культур, и хочется уловить связь между предметами, которые никогда не соседствовали в своих реальностях: вот взятая из фондов для мастер-класса полевая лупа 40-х гг. иронично изменяет скульптурный портрет Людовика XIV:
Книга искусствоведа Паолы Волковой показывает всё с тем же бюстом превосходную совместимость:
А сам портрет Людовика XIV работы скульптура Пьера Пюже снят, опять же, сквозь лупу, от чего нижняя часть фотографии стремится чуть-чуть выбежать за границы кадра.
Не музейный Милорад Павич в музейных клавишах, которые совсем уж пустились в пляс.
А это — миниатюра парфюма Salvador Dali. Эскиз к флакону выполнен самим гением. Кстати, основой для него послужила картина «Проявление лица Афродиты Книдосской». В итоговом варианте флакона Сальвадор подчеркнул нос — как символ обоняния и губы — как символ женственности.
В этом месте сосредоточено очень многое. И единственное, чего хочется избежать, так это привыкания к экспонатам, восприятия их как обыденной повседневности. Но, согласитесь, когда в коридорном пространстве вы вдруг натыкаетесь на лежащие на полу руки манекенов, легко забыть куда шел. И как-то сразу приходит в голову, что именно эти «лишние руки» необходимы «герою с тысячью лиц».
Музей открыт творческим темам и направлениям, поэтому очень естественно появилась идея фотоконкурса «Музейные артефакты». Принять участие могут как профессиональные, так и непрофессиональные фотографы и фотохудожники. Главное условие конкурса — фотографии должны быть сделаны в экспозициях краеведческого музея и сопровождены небольшим комментарием, раскрывающим творческий замысел автора. Конкурсная комиссия под руководством Юрия Кудряшова, председателя Хакасского регионального отделения «Союза фотохудожников России», будет оценивать работы в двух номинациях: «Цифровая фотография» и «Мобильная фотография».
Сроки проведения конкурса: подача заявок и прием конкурсных работ — с 1 февраля по 31 марта 2017, до 14 апреля конкурсная комиссия будет рассматривать работы и подводить итоги, 19 апреля 2017 — награждение лауреатов фотоконкурса «Музейные артефакты», которые получат Дипломы и призы от партнеров проекта. Фотографии лауреатов конкурса будут размещены на официальном сайте музея, а также будут экспонироваться во время проведения ежегодной акции «Ночь музеев».
Ознакомиться с Положением и узнать подробности можно на сайте музея.