На своих двоих

На своих двоих

22 сентября Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хакасии призвало абаканцев присоединиться к международной акции «World Day Without Car» или «День без автомобиля», которая проводится ежегодно. В этот день автомобилистам рекомендовали оставить машину дома и прогуляться до работы пешком, доехать на велосипеде или же воспользоваться общественным транспортом. Корреспондент Репаблика тоже решил принять участие в акции и теперь расскажет, как прошёл эксперимент.

Как и у любого другого мероприятия подобного масштаба, у «Дня без автомобиля» есть своя история. Акции проводились спонтанно и в разных городах, а связанно это было с началом нефтяного кризиса 1973 года. Традиция же зародилась во Франции в 1998 году, а уже через год к акции подключились Италия, Швейцария и другие страны. К 2001 году к движению официально присоединились более 1000 городов по всему миру. В России «World Day Without Car» впервые провели только в 2008 году, в Москве. Столичные власти снижали расценки на общественный транспорт и выпускали специальные билеты. Вскоре акцию поддержали и другие города. Этой осенью Абакан тоже вошел в их число.

1316606690_bez_avto.jpg

День Х

Отказаться от личного транспорта человеку, который проводит за рулем практически всё свободное время (больше только спит) — это маленькая трагедия, пусть даже и длится она всего лишь один день. Привычка к комфорту — штука стремительная и заразная. И дело здесь вовсе не в зависимости от авто, а в том, что когда ты садишься за руль, все дела начинают совершаться быстрее, а дождливая и холодная погода уже не играет такой большой роли. И вот наступил день моего нового эксперимента. Заботливо припарковав машину и кинув на нее томный взгляд, я спрятала подальше ключи и начала убеждать себя, что завтрашний день — еще не начало атомной войны.

Vg9Fo3ztC5w.jpg

Утренний экспресс

Самое страшное (и первое), что случилось утром — понимание, что ты просыпаешься раньше, чем мог бы. Даже если это какие-то лишние пятнадцать-двадцать минут, начинаются убеждения себя в том, что именно за это время ты бы и выспался. Не стало и привычного ритуала «в правой руке ключ, в левой руке документы». Вместо этого пришлось отсчитать мелочь для общественного транспорта, натянуть воротник по самые уши и идти до остановки. Когда мне приходилось ездить на автобусах в последний раз, помнят, наверно, ещё динозавры. Но тут случилось первое открытие: автобусы не ездят медленно, и толпа народу там бывает не всегда. С удивлением обнаружилось, что общественный транспорт — это не так уж страшно.

8dUUSjvCY2o.jpg

Обеденный галоп

Следующее шоковое состояние ожидало меня в обеденный перерыв. Как можно успеть добраться куда-то, поесть и вернуться, когда в распоряжении всего час? Пришлось выбирать из того, что есть поблизости. И это оказалось совсем не плохо. Мало того, что жизнь стала разнообразнее (пришлось освоить новые пункты питания), я еще и прогулялась. Тут-то и возникают идеи: можно не просто опробовать ближайшие кафе, но и взять что-нибудь с собой, найти романтичное осеннее место и наслаждаться жизнью. Суеты стало в два раза меньше — ведь до этого приходилось рассчитывать время на дорогу вплоть до каждого светофора. И пробки! С 12:00 до 14:00 избежать этого практически невозможно.

Вечерний променад

К концу рабочего дня, отсутствие машины на парковке возле офиса как-то забылось. И в первые минуты взгляд испуганно блуждал в поисках авто. Но когда пришло осознание, что эксперимент всё ещё идет, было принято решение — прогуляться до дома пешком. Путь, конечно, был не близкий, зато распогодилось. Когда проводишь много времени за рулем, такие прогулки дают расслабляющий эффект. Особенно, когда смотришь со стороны на несчастных водителей, стоящих в пробке, и понимаешь — сегодня это тебя миновало. А поскольку прокатиться вечером по городу было не суждено, я решила просто остаться дома. Приготовить что-нибудь особенное, почитать книгу, сделать мелкие домашние дела, на которые «как всегда нет времени, а на выходных лень». Поэтому мой эксперимент завершился успешно.

an4pFA8AMsI.jpg

Итог

Как свидетельствуют данные исследователей, из всей республики именно в Абакане чаще всего в прошлом году наблюдалось превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в воздухе. Информация об этом содержится в опубликованном государственном докладе о состоянии окружающей среды Хакасии. И список загрязняющих веществ возглавляет бензапирен — вещество, которое образуется при сгорании топлива. Это не удивительно, ведь количество транспортных средств, зарегистрированных в Абакане, за 2011 год составило почти 10 тысяч, и с каждым годом эта цифра растет. Вывод совершенно очевиден — чтобы все это не попадало в организм, необходимо отказываться от автомобиля хотя бы на день. А лучше делать это с определенной периодичностью и чем чаще, тем лучше, поскольку это не только приносит пользу окружающей среде, но и сокращает расходы. К слову о деньгах. За день в среднем я проезжаю около 50 километров: дорога от дома до работы и обратно, плюс поездки в магазин, по делам или просто автопрогулки по городу. То есть в день я трачу около 150-180 рублей на бензин. Если не брать машину пару раз в неделю, можно неплохо сэкономить.

vhfObI5AQ18.jpg

Во всяком случае, после такого небольшого эксперимента захотелось пользоваться личным автомобилем реже. И дело даже не в деньгах или загрязнении окружающей среды. Это вносит в жизнь разнообразие и помогает снова научиться видеть вещи, которые раньше, выглядывая из «железной коробки», ты просто не замечал.

Автор
Ольга Дулесова
Фото
предоставлены автором
4500