Прошедшая неделя в Хакасии была максимально насыщена культурными событиями. Во-первых, огромным количеством уникальных спектаклей, показанных в рамках VIII Международного эколого-этнического фестиваля театров кукол «Чир Чайаан», посетить которые мог любой желающий, если успевал приобрести билет. Во-вторых, с 30 по 3 июля в Хакасии проходил IV Международный культурно-туристский форум «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития» — событие не менее масштабное и, пожалуй, даже более важное для нашей республики.
О том, как прошло открытие форума «Сибер Ил», мы писали на прошлой неделе, однако в тот репортаж не поместилось самое главное — то, о чём говорилось на пленарном заседании в день открытия. Именно там были обозначены все основные темы, над которыми далее работали участники и организаторы форума; темы, идеи и решения по которым нам предстоит в дальнейшем, так сказать, «ощутить на себе», после запуска их в работу Правительством и Министерством культуры РФ.
Пленарное заседание по традиции началось с приветственных и благодарственных слов высокопоставленных лиц. Открыл Сибер Ил Виктор Михайлович Зимин, который поблагодарил почётных гостей за внимание к форуму, участие и поддержку, а также подчеркнул, что форум — это хорошая возможность обсудить существующие проблемы и идеи, что-то решить и принять. Далее слово взял Владимир Ильич Толстой, Советник Президента РФ по культуре и искусству: «Культура давно не на периферии, а в центре внимания, в том числе внимания руководства страны. В данной области Хакасия — культурный первооткрыватель, который не побоялся основать форум по-настоящему европейского уровня, который получился очень умным, серьёзным, открытым и думающим». Выступили с речью в поддержку форума и Николай Евгеньевич Рогожкин, полномочный представитель Президента РФ в СФО, и Григорий Ульянович Пирумов, заместитель Министра культуры РФ, и Григорий Эдуардович Орджоникидзе, Ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО МИД России, который отметил, что интерес, проявленный Хакасией к программам ЮНЕСКО, позволит как можно скорее подключиться к работе Организации.
Пленарное заседание прошло в две сессии. Модератором первой выступил Ефим Анатольевич Резван — известный российский арабист и исламовед, доктор исторических наук, профессор, главный редактор международного журнала Manuscripta Orientalia, заместитель директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН, автор более 250 научных работ. Он подчеркнул, что за последние годы Форум доказал свою эффективность и успел стать катализатором новых культурных проектов, которые уже реализуются в России.
Первым спикером пленарного заседания Форума стала Ольга Астафьева, заместитель заведующего кафедры ЮНЕСКО в России ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». Напомним, что Ольга Николаевна становится почётным гостем форума уже не впервые. На этот раз она представила доклад о красоте потребления и рисках потребительства.
«Общество потребления» — широко распространённое сейчас понятие, и часто оно возникает потому, что молодёжь пользуется своими возможностями совсем не так, как это задумывалось изначально. Люди всё чаще покидают свои регионы, причём это далеко не всегда происходит по их желанию: отсутствие рабочих мест и возможностей реализовать себя, проблема доступности ресурсов и другие факторы заставляют уезжать в мегаполисы. Дифференциация регионов мешает общему развитию страны. Почему культура нуждается в государственной поддержке? Культура — это часть общественного блага, которая позволяет отойти от жёсткой парадигмы потребительства. В нашей стране существует несколько узловых проблем: монополия на культуру, низкий уровень качества жизни, привыкание к скудности культуры. Всё это вкупе приводит к тому, что территории не развиваются. Именно поэтому мы предлагаем держать ориентир на гуманитарное измерение любых достижений страны и регионов, повсеместное формирование условий для творческой самореализации, повышение доступности культурной среды, сохранение национальной культуры. Культура должна стать равно доступной для всех регионов России. Кроме того, год культуры не должен стать годом разговоров о культуре, а годом действий и принятия важных решений.
Известный музыковед из Хакасии Татьяна Владимировна Чаптыкова, которую частые посетители филармонических концертов знают не только в лицо, но и по голосу, рассказала гостям о некоторых традициях хакасской культуры. А заслуженный артист Хакасии и России Евгений Улугбашев наглядно представил одну из них, рассказав о стилях горлового пения и исполнив отрывок музыкального произведения на чатхане.
В Сибири дух индивидуализма и потребительства не актуален с учётом национальных и географических особенностей. В Хакасии человек ощущал в древности и ощущает сегодня связь с землёй и космосом, а вся наша республика — это один большой музей. И главная проблема, которая стоит сейчас перед народом — социальная ответственность. Радует, что ещё в 90ые годы у нас началось настоящее этническое возрождение и постепенное возвращение к мудрости предков: люди вспоминают о законе личной ответственности, реинкарнации, самоограничении, альтруизме, гостеприимстве и миролюбии. Обратите внимание, сколько национальных праздников сейчас ежегодно отмечается в Хакасии, и каждый из них связан с сохранением окружающей среды и любовью к своей земле.
Рыжков Олег Владимирович, руководитель ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры, рассказал, как в наше время используются объекты культурного наследия для формирования культурной среды России.
Приспособление объектов архитектуры под нужды общества не только повышает познавательную культуру, но и увеличивает значение культурной среды в экономической жизни. На сегодняшний день всё, с чем работает наша организация, создано в СССР, в том числе и те объекты, которые в 20-30 годы были приспособлены под нужды социума. Мы считаем, что в наше время только грамотное приспособление и разумный собственник смогут помочь вдохнуть жизнь в эти объекты. И мы над этим активно работаем: у нас есть опыт преобразования дворцов знати в гостиничные комплексы, частные резиденции — в пансионы для пожилых людей. Кроме того, Агентство активно работает над новыми проектами. Например, дворцовые конюшни в Петергофе мы рекомендуем приспособить под Российскую национальную школу верховой езды, а дачу графа Головина в Санкт-Петербурге — под корпоративную резиденцию. Главное — найти толкового собственника, который сумеет не разрушить архитектуру объекта и сохранить (хотя бы отчасти) его предназначение.
Профессор кафедры русского языка и литературы Факультета иностранных языков и литературы Университета города Пизы в Италии, Президент Ассоциации итальянской славистики Стефано Гардзонио поделился с гостями форума мыслями и наблюдениями относительно «русской Италии» — местам, наиболее посещаемым русскими туристами. Стефано отметил, что на маршруты российских туристов оказала явное влияние русская литература: при выборе места отдыха люди часто руководствуются образами, созданными классиками.
Модераторами второй части пленарного заседания Форума выступили заведующий кафедрой по арт-менеджменту и культурной политике Ереванского государственного института театра и кино, президент Международного театрального фестиваля High Fest Артур Гукасян и российский критик и редактор, литературный деятель Гаврилов Александр Феликсович.
Андрей Александрович Захаров, доцент факультета истории, политологи и права Российского государственного гуманитарного университета, представил слушателям философское эссе на тему «Люди, боги, технологии: некоторые размышления о нашей картине мира».
Каков твой бог — таков ты и есть. Издревле полицентризм Востока противопоставляется моноцентризму Китая. Неуёмная страсть европейцев к освоению новых территорий — прямое влияние их религиозного мировоззрения, потому что бог европейцев — это чистое действие, способность к творчеству. И если проблема творца и творения для нас актуальна, то для Востока она не считается достойным вопросом вовсе. В китайской культуре, например, в принципе отсутствует идея бога-творца, и это сыграло большую роль в развитии их цивилизации: на смену поклонения богу приходит возвышение ценности человека и природы. Люди Востока не пытаются изменить мир, считая, что он и без того хорош. Европейцы же постоянно пытаются мир переделать. Вот почему китайцы, с 9 века обладая компасом и флотом кораблей, уступили европейцам. У нас именно так: бог-личность порождает человека-творца, а тот впоследствии вытесняет личность бога.
Член совета по культуре и искусству при президенте РФ Сергей Зиновьевич Казарновский рассказал о важности «Не дополнительного дополнительного образования».
В наше время дополнительное образование — это выбор учеников, а не уроки в расписании. Они сами решают, куда именно пойти. Печально, что всё, что связано с развитием эмоциональных качеств человека, называется «дополнительным» — необязательным образованием. Патриотизм, стыд, любовь не могут возникать на пустом месте. На дополнительных занятиях дети учатся мечтать, планировать, проектировать, к тому же по своему собственному желанию. Поэтому организация детского досуга — обязательная задача воспитания. Для каждого человека важно жить с интересом: на самом деле, интересно даже просто сидеть и наблюдать за другими. А образование — это и есть интерес, и он не может делиться на части и быть обязательным или дополнительным. Что могут сделать учитель, школа и государство прямо сейчас? Они обязаны увидеть каждого ребёнка, научиться говорить с каждым из них. Недаром считается, что педагог — это человек, который тратит своё время на разговоры с детьми. А это значит, что разговоры не должны быть пустыми.
Далее Сергей Зиновьевич показал присутствующим презентацию «Дети рисуют Пушкина», в которой были собраны работы школьников и предложил подумать: о чём мог говорить учитель с этими детьми до того, как предложил им что-то нарисовать?
Директор департамента по культуре города Хельсинки (Финляндия), генеральный директор двух крупнейших центров культуры в Финляндии — Кабельного завода и арт-площадки «Сувилахти» Никула Стуба рассказал, как в Хельсинки реализуются инициативы жителей города.
Хельсинки — один из наиболее быстро развивающихся городов в Европе. Культурная политика города основана на идее, что культура — это личное право каждого человека, это средство создания собственной идентичности и способ познания себя и своего народа. Сейчас мы всё чаще беседуем с жителями Хельсинки, обсуждаем, каким должен быть город, следует ли нам строить театры, музеи или парки. В Хельсинки ежегодно проводится множество ярких праздников, мы не ведём статистику, но знаем, что около 1/3 посетителей этих мероприятий — приезжие, а это значит, что один город практически обеспечивает культурную программу всей Финляндии. Наша стратегия состоит в том, чтобы не просто создавать новые культурные центры, а больше сотрудничать с независимыми учреждениями, работать с муниципалитетами и развивать их.
Театральный критик, лауреат премии имени Станиславского, директор фестиваля «Реальный театр», эксперт и член жюри Высшей театральной премии России «Золотая маска» Олег Семёнович Лоевский поделился своими мыслями относительно государствообразующей роли театра.
Театр не может научить чему-либо, он может произвести впечатление, а уже это ляжет в основу наших поступков. Доказанный факт, что люди, которые посещают театр, наиболее креативны и чаще приходят на помощь другим. И современный театр просто обязан выйти навстречу зрителю. Не секрет, что сейчас основной театральный зритель — это девушки до брака, после первого развода и женщины в возрасте. Отсюда в репертуаре засилье мелодрам и комедий. Но сегодня уже практикуется совершенно иное общение со зрителем, которое меняет общую картину — это социальный театр. Он может прийти в школы, стационары, «вмонтироваться» в достопримечательности, в общем, вступать в открытый диалог со зрителями, абсолютно разными зрителями. Лишь в системе консервативного мышления мы натыкаемся на то, что театры в погоне за прибылью ставят комедии и мелодрамы. В Хакасии за последние годы ситуация с этим существенно изменилась: зрители интересуются читками и новыми постановками, что, несомненно, радует.
Директор общественной организации «Yhteymaa», руководитель ряда городских социально-культурных проектов и мероприятий (Хельсинки) Яакко Блумберг поделился со слушателями опытом новой коллективной культуры Хельсинки.
Жители Хельсинки не хотят быть пассивными потребителями, они предпочитают сами создавать такой город, в котором интересно жить. В этом нам отлично помогают социальные сети. Здесь могут объединиться абсолютно разные люди, например, домохозяйки и офисные рабочие, которые ищут места для самореализации. Так была образована общественная организация «Yhteymaa». Нами был придуман и реализован, например «Ресторанный день». Его идея проста: каждый желающий может открыть ресторан на один день там, где он захочет. В 2014 году в Хельсинки в этот день работало более 1000 ресторанов. Участники этого фестиваля есть и в России — в Красноярске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Новгороде. Кстати, следующий «Ресторанный день» пройдёт 22 августа, и мы надеемся, что к нему присоединится ещё больше людей.
Другой пример — «Субботник», или cleaning day. Это мероприятие для людей, интересующихся блошиными рынками и переработкой вторсырья. В этот день люди могут продать хорошие вещи, которые им по какой-то причине не нужны. Только в Хельсинки в этом году в «Субботнике» приняли участие более 10 тысяч человек, а мы знаем, что он уже активно распространяется и по России. Следующий «Субботник» пройдёт 30 августа, и мы также предлагаем вам к нему присоединиться.
«Ужин под открытым небом» — ещё один успешный проект «Yhteymaa». Ради этого мероприятия мы перекрываем движение на главной улице Хельсинки и устанавливаем там столы. Люди приходят со своей едой, это огромный ужин для всех, к тому же бесплатный. В следующем году мы планируем провести его не только в центре, но и в других районах города, так как жители оттуда очень заинтересовались «Ужином».
«Выставка в гостинной» — проект, пока не настолько масштабный, но также позитивно принятый жителями Хельсинки. В этом году в проекте участвовало 15 квартир: мы приносили предметы искусства в дома людей, которые были открыты в течение двух дней. Например, мой дом за это время успели посетить около 200 человек. Таким образом, искусство становится в разы доступнее, потому что мы сумели практически приравнять поход в музей к походу в гости.
Подобные фестивали призваны рассматривать культуру в самом широком смысле, при этом такие проекты действительно малозатратны.
По итогу IV Международный культурно-туристский форум «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития» был определён участниками как «уже четвёртое по счёту мероприятие с понятными целыми и задачами». Помимо того, что в ходе работы дискуссионных площадок форума было высказано большое количество толковых идей и предложений, именно в дни работы «Сибер Ил» Хакасией был подписан ряд серьёзных соглашений: с Министерством культуры Российской Федерации, Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого, Российским этнографическим музеем, Русским географическим обществом, Министерством культуры республики Крым.