Разговор в театре: о Больших гастролях и не только

Разговор в театре: о Больших гастролях и не только

Большие гастроли — интересный и важный для театров проект. Для зрителей тоже интересный, скрывать не будем. Мы хотели поговорить с Марией Бекк, руководителем литературно-драматургической части Русского драматического театра имени Лермонтова (все очень серьезно, как видите), о нем, но заболтались, вы уж не пугайтесь.

Мы встретились с Машей на заднем дворе театра, и она повела меня по коридорам и лестницам нашей «Драмы». Обстановка совсем простая, тут могла быть налоговая или министерство образования, но здесь театр. Это вдохновляет с порога, на разговоры праздные и бесконечно важные. Вот мы и поговорили.

uDcoS7RjbNU.jpg

Расскажи, как проходят Большие гастроли в Абакане, и как ваш театр принимает в нем участие?

Проект, на самом деле, очень интересный. Суть в обменных гастролях между регионами. В этом году мы участвуем уже в третий раз и едем в город Курган, ну а они, соответственно, едут к нам. Также по этой программе наш театр побывал в Челябинске и Прокопьевске. Вообще, любые гастроли эта проверка репертуара театра на другом зрителе. В Прокопьевске, например, нас очень тепло приняли. Это тоже Сибирь, менталитет схож.

Давай поговорим о роли этого проекта, в целом для развития театральной культуры.

Театр не может существовать и развиваться находясь в изоляции. Необходимо опираться на опыт соседей, на опыт столичных театров. К сожалению, таких «замкнутых» театров не мало, в национальных республиках в том числе. Мы еще конечно куда-то выезжали, но есть театры, которые не могут позволить себе гастроли. С ними, к сожалению, случается застой. Без смены, скажем так, внутренней и внешней политики театра, дальнейшее развитие невозможно. Если театр долгое время создает спектакли, где все костюмы из золота, где все в мехах и при этом он не знает что такое Чехов, это не совсем хорошо. Тут я не имею в виду какой-то конкретный коллектив.

Остановимся подробнее на репертуаре Курганского театра, который в этом году едет в Хакасию.

В репертуаре Курганского театра достаточно традиционный для гастрольной афиши материал: Булгаков, спектакль по популярной комедии «Здравствуйте, я ваша тетя», известная сказка «Елена Премудрая». Особое внимание я бы обратила на постановку «Морфий». Я заочно знакома с режиссером спектакля, он, если я не ошибаюсь, выпускник мастерской Леонида Хейфеца (ГИТИС), я видела спектакли его коллег, слышала много восторженных отзывов о его работе. Это, конечно, будет не легкое зрелище. Произведение, которое лежит в основе постановки, само по себе выходит за рамки врачевания и «отношений» с психотропными веществами. В нем поднимается тема революции, прихода новой власти. Я не знаю, готов ли зритель к такому, но это нужно смотреть. Я видела фотографии спектакля, ожидается сильная постановка.

Здесь, после моего вопроса: «Почему нужно посмотреть «Морфий?»» — у нас случилась небольшая дискуссия на тему — «Что должен транслировать театр со сцены?». Маша резюмирует:

Дело в том, что люди приходят в театр отдыхать. Театр сейчас, одно из мест для досуга, развлечения. Мало кто хочет после работы или в выходной день, выйти после спектакля со слезами на глазах, посмотрев какую-нибудь психологическую драму. Но важно помнить, что театр это не дом комедии и не цирк. Мы должны говорить о важных вещах, в том числе об исторических событиях. Открывать глаза людям, на то в каком мире они живут. Я говорю это не в какой-то негативной коннотации,не подумайте.

А с чем это связано, как ты думаешь?

Я сейчас скажу такую страшную вещь, но люди не хотят думать. Можно сказать, что сегодня через нас проходит ежедневно, ежеминутно колоссальное количество информации, от которой просто устаешь, и приходя на спектакль длительностью в 2-2,5 часа думать уже мало кому хочется. Но если люди хотят отдохнуть, прийти посмеяться, расслабиться — театр дает такую возможность. Даже в гастрольной афише курганского театр две комедии и всего один «Морфий». Мы ориентируемся на запросы нашего зрителя. Мы иногда сталкиваемся с тем, что выпускаем какой-то спектакль, а он не идет. Просто зрителю сложно ассоциировать себя с героем, это же очень важно найти в нем что-то «свое», а если этого нет, то и зачем смотреть? Мы же делаем спектакли не для себя, а для других. Поэтому мы так скрупулезно подбирали гастрольную афишу для курганского театра: подробно читали аннотации, думали, не затрагивает ли спектакль какую-нибудь тему, которая может оскорбить наших зрителей. 

Мы уже немного затронули эту тему, давай чуть больше раскроем роль театра в обществе.

На самом деле мы занимаемся серьезными делами. Театр, к сожалению, для многих — это один из видов досуга. Это не так. Театр давно ушёл от скоморошных представлений.. Ведь сходив на спектакль, который в тебя «попадет», можно стать совсем другим человеком. Так было со мной: я получила совсем не связанное с театром образование, никогда не ходила на спектакли. Просто однажды я пришла на постановку и обнулилась полностью, я поняла, что то, чем я жила «до» — этого просто не существует, что все на самом деле по-другому. Это как раз то, для чего мы работаем, для того чтобы показать, как может быть. Но мы не школа, мы никого не учим.

Разговор подходит к концу, Маше уже пора на планерку, а у меня в голове только одна мысль — гастроли Курганского государственного театра драмы пройду в Русском драматическом театре имени Лермонтова в Абакане с 31 мая по 2 июня. Покажут четыре спектакля — сказку «Елена Премудрая», две комедии: «Здравствуйте, я ваша тетя» и «Моя жена — лгунья», спектакль «Морфий», по мотивам произведения «Записки юного врача» Булгакова.

238