Сегодня в нашей постоянной рубрике «Читать или не читать?» — произведение, которое трижды удостаивалось высшей литературной награды. В 1981 году Салман Рушди получил премию «Букер» за роман «Дети полуночи». Второго «Букера» британскому писателю индийского происхождения вручили в 1993 году — роман признали лучшим за 25 лет, а в 2008 году — за 40 лет.
Над этой книгой Салман Рушди работал не только как романист, но и как историк, как исследователь. Поэтому и произведение получилось филигранным. С одной стороны, захватывающий и вполне реалистичный сюжет, с другой — подробная история Индии XX века, с третьей — оригинальная сказка, в которой нашлось место и волшебству, и каким-то фатальным необратимости и предопределённости.
Их можно заметить уже на первой странице — где главный герой, от лица которого ведётся повествование, рассказывает о том, что родился в тот самый момент, когда его страна обрела независимость. И все события, описанные до и после этого момента — часть грандиозного замысла. Но не писателя. Самой судьбы.
Лодочник, повидавший самого Иисуса Христа, простыня с прорезью, сквозь которую влюблённые впервые взглянули друг другу в глаза, подземный Тадж-Махал для молодожёнов, сохраняющих целомудрие, английский шик, вторгнувшийся в тысячелетний уклад жизни индусов. Так Рушди украсил свою историю, сделав её более реалистичной и живой, при этом добавив в неё элемент таинственности и магии.
Кстати, этот роман можно сравнить с одним произведением русской классической литературы. Речь о «Войне и мире» Льва Николаевича Толстого. Здесь также через жизни и судьбы разных людей раскрывается история целого государства. Да и по объёму эти книги примерно одинаковые. Можно провести аналогию и со «100 лет одиночества» Габриэля Гарсия Маркеса — тема семьи у Рушди одна из главных. Поклонникам этих произведений «Дети полуночи», наверняка, понравятся.