Сделай сам

Сделай сам

Всегда ли вы остаётесь довольны праздниками, проводимыми в вашем городе? Когда перекрывают улицы, по их обочинам устанавливают торговые палатки с шашлыками и масками Гая Фокса, люди весь день гуляют туда-сюда, а вечером направляются ждать фейерверк под концерт очередной «звезды», которая была популярна лет 5-7 назад. Конечно, многие выбирают в «эти дни» другую программу: никуда не ходить или вообще уехать из города на природу. И в этом нет ничего плохого.

На самом деле, существует ещё один вариант развития событий. 25 и 26 февраля на саяногорском форуме идей регионального развития «Город будущего», организованном компанией «РУСАЛ» и Центром социальных программ, рассказали, что нужно сделать, чтобы в городе появились такие мероприятия, которые захотелось бы посещать всем (и конкретно вам тоже).

Роман.jpg

Журналист и организатор «Городского пикника» из Омска Роман Ковалёв представил собравшимся студентам и заинтересованным гостям форума простую и доступную инструкцию «Как организовать городской праздник своей мечты» собственными усилиями, если городские власти не оправдывают ваши ожидания.

Почему так происходит?

Давайте разберёмся, кто формирует запрос на то, как выглядит наш город, и какие мероприятия в нём проходят? Обычно организацией всех городских мероприятий занимаются «институты», влияющие на общество — администрация, бизнесмены, крупные городские сообщества, имеющие лишь абстрактное понимание того, чего хотят горожане. Причём их мнения могут быть абсолютно противоположны. Само общество при этом отмалчивается, не формируя конкретного запроса для организаторов. Когда горожане не генерируют никаких идей, организаторам приходится придумывать развлекательные программы, попутно решая свои задачи и проблемы.

гусеница.jpg

Чтобы изменить сложившийся порядок, самому обществу необходимо совершить «сверхусилие» — сформировать запрос на «идеальный» городской праздник и его наполнение, показать уровень, к которому затем уже придётся стремиться организаторам.

Как осуществить общественное «сверхусилие»?

Для начала — понять предпосылки, а точнее вашу и общественную мотивацию. Для чего конкретно вам нужны городские мероприятия другого формата?

  • Вы недовольны теми праздниками, которые проводятся в вашем городе сейчас?
  • Вы хотите принимать участие в разработке концепций и организации городских праздников?
  • Стремитесь ли вы наполнить город своими идеями, делиться ими и получать отдачу?
  • Думаете ли вы, что организация городского мероприятия нового формата поможет вам самореализоваться?
  • Считаете ли вы, что некоторые городские пространства зря забросили или используют неправильно?
  • Хотите ли вы развивать общественные взаимоотношения, потому что это полезно для города в целом?

Ответьте на эти вопросы, в первую очередь, для себя. А затем можно перейти к следующему пункту инструкции.

Как повлиять на городскую повестку?

Показать класс! Сделать образцовое и востребованное горожанами мероприятие, которое станет моделью для организаторов из администрации и бизнесменов. В Омске, например, таковым стал «Городской пикник», который начинался три года назад с амбиций небольшой группы друзей и 50 000 рублей из личных сбережений, а в 2014 году торжественно занял место «главного городского праздника лета» и с успехом пародируется местными муниципалитетами.

Естественно, не всё так просто, и чтобы не получился очередной стандартный «день города», вам предстоит проделать большую подготовительную работу.

Хочу свой «День города» с маффинами и смузи!

В первую очередь, поймите мотивацию — свою собственную, участников и целевой аудитории, т.е. горожан. Зачем им и вам лично это нужно? Потому что это просто весело или принесёт городу и вам какую-то пользу?

Во-вторых, сразу решите, кто будет участвовать в организационном процессе, и насколько его мнение будет учитываться при принятии конечных решений. Если в качестве источника финансирования вы рассматриваете меценатов, то будут ли они иметь право рекламироваться на вашей площадке или диктовать свои условия при построении программы мероприятия? Если вы планируете привлекать спонсоров, то выбирайте исключительно тех, которые с вами «на одной волне», обеспечьте себе маркетинговую безопасность. Поймите отношение каждого участника вашей команды к местным органам власти, после чего определитесь со степенью вовлеченности властей, ознакомьтесь с перечнем формальностей и законов и соблюдайте их.

karta.jpg

В-третьих, привлекайте только любопытных горожанам участников, сообщества и группы по интересам: танцевальные и спортивные клубы, представителей субкультур, общественные организаций. Соберите пул лидеров мнений вашего города (в соответствии с тематикой мероприятия), пообщайтесь с ними, при необходимости — придумайте им историю, создающую флёр значительности и уникальности: например, найдите в вашем городе художника-самородка и опишите историю становления его стиля живописи и привлеките его к работе какой-либо площадки на вашем мероприятии.

Будь молодцом

Помните, что члены вашей команды — всё-таки самые главные организаторы мероприятия, поэтому на протяжении всей работы вам предстоит не только совершать открытия, но и постоянно что-то обсуждать, спорить, даже ссориться и искать компромиссы. Если ваша команда состоит из единомышленников — это уже половина успеха. Но немаловажно понять друг друга: одинаково ли вы видите итог вашего мероприятия, причём его желательно описать на листочке, там же определить его масштаб и желаемый результат.

Обязательно составляйте списки задач (чек-листы) со сроками, распределите роли и обязанности, сформируйте резерв на каждую задачу и механизм принятия стратегических решений. Но главное — работайте над своей мотивацией, чтобы она не растворилась в потоке «бытовых» проблем.

Карта.jpg

Собирайте «лайки»

Не секрет, что подготовка к мероприятию занимает в разы больше времени и сил, чем день «Х», когда оно состоится. Поэтому проделав большую подготовительную работу, оценив риски, собрав мнения и продумав каждую мелочь, вы максимально отдалите себя от фэйла (которого, кстати, и будут ожидать скептики).

Слишком сложно?

Если всё это для вас слишком сложно, то, к сожалению, общественный запрос останется несформированным, а организаторы по-прежнему будут только догадываться о ваших желаниях и запускать мероприятия по годами отработанным схемам и сценариям.

Омский «Городской Пикник» — живое доказательство того, что небольшая инициативная группа людей, не имеющих никакого отношения к администрации и «большим» деньгам, могут организовать масштабное мероприятие, которое всего за три года сможет вырасти из вечеринки для друзей и знакомых до главного летнего городского события.

Пикник.jpg

Сам Роман Ковалёв, который делился опытом и небольшими секретами на саяногорском форуме, является организатором не только «Городского Пикника» — его команде принадлежат идеи и организация «Городского катка», «Масленицы-Fest» и других мероприятий, подробнее с которыми можно ознакомиться на сайте: http://jetpack.imaginarycity.ru/

РУСАЛ.jpg

Кстати, сам форум проводился тоже не просто так: в конце февраля компания «РУСАЛ» объявила о старте грантового конкурса «Территория РУСАЛа», принять участие в котором в этом году могут жители Абакана и Саяногорска. Конкурс направлен на улучшение городской среды с привлечением горожан и проходит в трёх номинациях: «Город будущего» (в области урбанистики, финансирование до 5 млн рублей, только для Саяногорска), «Город идей» (малые архитектурные формы, до 50 тысяч рублей) и «Живой город» (организация и проведение мероприятий нового формата, до 300 тысяч рублей).

Прочитать подробнее о «Территории РУСАЛа» и условиях участия в грантовом конкурсе можно на официальном сайте компании.

Поймите, что конкретно вас не устраивает, проявите активность и сделайте лучше, чем было «до», доказав тем самым, что ваш город — действительно ваш, и вы можете здесь не просто что-то решать, но и создавать новое, получая общественное признание.

Автор
Алёна Титова
Фото
автора и с сайта «Городского пикника»
6444