В этом году группировка «Ленинград» отмечает свой 20-летний юбилей, и именно этому событию был посвящен масштабный тур «Ленинградость», партнером которого стала компания МегаФон. Из всех сибирских городов тура в список попал лишь Новосибирск, куда толпами стекались фанаты. Билеты были раскуплены задолго до дня концерта, а ведь в ЛДС «Сибирь» около 7 тысяч мест — и это только на трибунах. Репаблик побывал на концерте, пообщался с Сергеем Шнуровым и расскажет, как это было.
«Сибирь в моем сознании — это нечто мифическое. Я плохо знаю этот край. Мне здесь нужно пожить подольше. Но я не призываю власти сослать меня в Сибирь. Если бы мне нужно было реконструировать это понятие, я бы поехал сюда, конечно, пожил. Ведь почему я столько пишу о Питере? Потому что я его чувствую, я его знаю. И я предпочитаю делать то, что я знаю».
За два часа до начала концерта зрители уже обступили сцену и хором пели хиты любимой группы. Казалось, что ждать ее могут и час, и ночь, и сутки. В чем феномен? Шнуров умеет разговаривать со своим зрителем — со всеми и с каждым в отдельности. Он может и заставить кричать, и грустить, и радоваться как в последний раз. Он никого не оставляет равнодушным, и никогда не остается равнодушным сам. «Я стараюсь не думать, сколько нам уже, сколько мы топчем эту сцену. Мы просто выходим и играем, стараемся как в последний раз. Это как девушка, собирающаяся на свидание — даже если ей 53, она вряд ли себе говорит „Мне 53, мне 53“, так никакое свидание не удастся».
Для того чтобы понять, какая мощь и энергия творится на концерте «Ленинграда», нужно просто быть его частью. Сергей с удивлением отметил, как жарко встретил его Новосибирск. И это были не просто слова. После второго отделения группа не закончила концерт, а экспромтом спела третье отделение, так что шоу длилось около трех часов. «Мы же на ледовом поле. Значит, должно быть три периода! А потом пойдут буллиты».
— Не боитесь ли вы приесться публике?
— Нет, ведь ты сам регулятор этого процесса. Если я почувствую, что сам себе надоел, потому что отчасти я являюсь тоже публикой, я могу это дело прикрыть.
— Много за 20 лет было написано в стол?
— Много. Есть вещи, которые я считаю неудачными, есть вещи, которые я считаю недоделанными, есть вещи, которые я считаю не сильными. Например, художники делают много набросков. И они делаются не для того, чтобы быть представленными, а для того чтобы набивать руку. Таких набросков у меня много.
«Ленинград» — одна из самых передовых групп среди «старичков», прекрасно освоившая медиа-пространство и социальные сети. Шнур сам создал свой аккаунт в Инстаграм, и среди его подписчиков сегодня более 2 миллионов человек. Свой выбор он объясняет просто: «Мне показалось, что эта среда не такая агрессивная как Фейсбук, там много телочек, а где много телочек, там мне всегда интересно. Ну, как идешь в бар, заходишь, видишь — одни мужики. Значит, там неинтересно».
Фишкой и без того «заряженного» концерта стал прямой эфир в Инстаграме, который Шнуров запустил прямо с концерта во время исполнения одной из песен. За 7-10 минут к эфиру присоединилось более 4 000 человек, а восторженные подписчики не скрывали своей зависти в комментариях и от души говорили — «Замутить прямой эфир прямо со сцены мог только Шнур». Трансляцию организовала компания МегаФон, с которой сотрудничает «Ленинград». Представители компании говорят: и МегаФон, и Шнуров — из Питера, оба являются лидерами рынка, а значит — обречены быть вместе.
Сергей Шнуров сегодня востребован не только на сцене. Он успел побыть и ведущим Первого канал, теперь вот открыл собственную выставку. «Если бы я хотел написать текст о том, какая выставка, я бы его написал и вряд ли стал бы писать картины. Если можно о картине рассказать по телефону, значит, не нужно ее писать».
Общественность тоже проявляет немалый интерес к персоне лидера «Ленинграда». То активисты и мэр захотят оштрафовать, то в ранг святых возведут. «У меня есть очень близкий человек — это моя жена, она мне гораздо ближе, чем мэр. И вот она иногда меня просит не пить. А я имею наглость ослушиваться».
— Недавно последователи пастафарианской церкви признали вас святым, как вы к этому относитесь?
— Ну, вы видите, я даже внешне немного поменялся... просветлел.
— А что для вас вообще святое?
— Я стараюсь не впадать в такие экзальтированные состояния. Святое — это то, что не поддается анализу. Я человек рациональный, предпочитаю думать. Если ты выбрал себе что-то святое — стул, женщину, богов — ты перестаешь анализировать. Ты выключаешь мозг. А я за мозг.
Конечно, нельзя было не спросить Сергея Шнурова о его отношении к...людям. Пресс-конференция проходила до начала концерта, а иначе такого вопроса просто бы не возникло.
«Я не могу по лицам определить хороший человек или нехороший. Особенно взять вот так массу. Почему я не люблю песню „Выборы, выборы“ и не исполняю ее, потому что там есть некое обобщение. Все — это не про меня».
Хоть Сергей и назвал Новосибирск прекрасным городом, но из всех городов, которых Шнур повидал не мало, он телом и душой всегда возвращается в тот, единственный, давший название его коллективу.
— Какой город вам больше всего нравится?
— Мне Петербург нравится, меня все время тянет домой, я там родился и там себя чувствую как корюшка в Неве. На своем месте. С коммерческой точки зрения удобнее жить в Москве, но между деньгами, славой и Петербургом, я выбираю пока что Петербург.
Когда смотришь на лидера группировки «Ленинград», ждешь и эксцентричных поступков, и сумасбродства, и раздражения в свой адрес. Но сегодняшний Сергей Шнуров — это уже не совсем тот Шнур, который стал для россиян практически архетипом. И дело не в его возрасте, и не в том, что с момента образования группы прошло 20 лет. Все в таких же майках, с теми же хулиганскими песнями и матерками. Но более серьезный, более думающий, более глубокий. «Если человек в 24 года прочитал, положим, 200 книжек, и если в 44 его культурный багаж составляет все те же 200 книжек — он идиот».
«Ребята, не надо воспринимать искусство, как рекламу. Это же не пропаганда. Мы являемся только тем кривым зеркалом, которое отражает социальные и не только социальные процессы. Реально магическое влияние экрана у нас сильно преувеличено. Я когда бываю в разных городах, мне часто говорят, вот у нас такие плохие дороги, напишите песню об этом... Я говорю, а вы просто дороги отремонтировать не хотите? Нет, песня не исправит дороги!».