Спектакль «Говорит Москва»: Жизнь в Его тени

Спектакль «Говорит Москва»: Жизнь в Его тени

В субботу в Русском драматическом театре имени Лермонтова состоялась интересная премьера. Спектакль «Говорит Москва», однозначно яркая, необычная и напряженная постановка, которую нужно посмотреть всем, кто интересуется историей. Мы сходили, посмотрели, оставили вам тут немного мыслей.

Рассуждая о судьбе великих, невозможно оставаться объективным, однозначным. За горой достижений и яркого успеха часто скрывается еще одна — разочарований, боли и всего того, что мы, обычные, называем грязным бельем.

В этом белье у Сталина мы покопались достаточно. Начали сразу после его смерти. Но это, по большому счету то, на что у некоторых хватает сил (или наивности) найти оправдание. Тому, как жили любимые вождя, как сложилась их судьба, оправдание придумать совсем уж непросто.

1.jpg

«Он писал ей такие нежные, такие нежные письма, называл ее своей хозяйкой, своей сетанкой» — так начинает пьесу Юлия Поспелова. Она Его хозяйка, а Он ее «Секритаришка». Она даже умудрялась писать Ему приказы. «Приказ номер 4! Подпись, печать!» Все по форме и всегда с ответом: «Покоряюсь. Подпись: первый секретарь. Печать.»

И она писала ему письма. Наверняка такие же нежные, такие же участливые. Она, его хозяйка-сетанка, знала как развеселить отца, была рада его табачным поцелуям и теплым объятиям, но спектакля бы не было, если бы так было всегда.

Вся пьеса как градиент, немного ломанный, ведет нас от белого и беспечного раннего детства Светланы, до момента максимального напряжение, которое обрывается смертью вождя.

2.jpg

Уже будучи в Америке, девушка вспоминала один случай. Она была в гостях, и друзья заставляли своего сына сыграть какую-то песню. Мальчик не хотел, а его все уговаривали. Светлана остановила требования и рассказала о том, как танцевала сама, для отца и друзей: «Ох какая девочка: какая блузочка, какая юбочка!», приговаривали они. Она встала и показала — девушка просто прыгала на столе и махала ногами. Ей тогда исполнилось 6 лет. Она танцевала и потом, возможно, плакала, к слову, как и все в стране.

Вся пьеса, как качели, заставляет внимательно сопереживать, вслушиваться, напрягаться, а потом, будто отпускает в свободный полет — легко дает ответы, раскрывает маленькие, секундные тайны, и тут же приступает к созданию новых. Образно и красиво, градацией и повторами, филигранным музыкальным сопровождением передается все настроение, вся боль и обида. Не только личная, но и народная.

3.jpg

Судьба Светланы после смерти отца, на удивление, сложилась не трагично. Она смогла уехать, смогла завести семью, смогла прожить жизнь. Единственное, от чего ей не получилось убежать, это от Сталина. Отец все время преследовал ее. Как тот дом, где он родился, вокруг которого построили мраморный павильон. Такой большой и блестящий построили, что домик был похож на вход в метро, а издали его и видно не было. Так вот дочка Сталина навсегда осталась в нашей памяти только тем домиком, который стоит в тени громадного мраморного сооружения, в тени великого тирана Иосифа Виссарионовича Сталина.

Автор
Максим Лысенко
Фото
www.kleo.ru
2736