Каждый новый год все больше отдаляет нас от страшных событий Великой Отечественной войны. С каждым годом становится все меньше тех, кто когда-то подарил стране этот счастливый день — День Победы. И мы сами все реже задумываемся о том, какую цену заплатили люди, защищавшие нашу Родину.
После свержения фашисткой диктатуры перед страной стояла нелегкая задача: забыть весь ужас военного времени и одновременно с этим помнить о подвигах, которые были совершены во имя Победы. Советский кинематограф, который всегда находился под бдительным контролем, именно в это время получил возможность реализовать себя как нельзя лучше, не смотря на необходимость показать образ «правильного советского героя». Именно здесь война и людские судьбы переплетаются воедино, представляя зрителю весь драматизм военной эпохи.
В эти праздничные выходные дни Репаблик предлагаем вам несколько часов уделить просмотру фильмов о страшной войне и великой Победе, представляющих не только культурную, но и историческую ценность для России.
О фронтовых боях и буднях было снято немало, однако, фильм Леонида Быкова «В бой идут одни «старики» отлично представляет изнанку военного времени, где есть место и храбрости, и трусости, и юмору, и горю. Некоторым картина может показаться слишком легкой, о чем свидетельствуют отзывы на просторах интернета: отсутствие привычных батальных сцен, юная поющая эскадрилья, бесконечные монологи вперемешку с песнями. Однако работа, проведенная Леонидом Быковым, опровергает подобные мнения. Сценарий фильма был построен на реальных событиях и фактах, собранных по крупицам из уст очевидцев, каждый герой имеет реального прототипа или представляет собой собирательный образ, также и сама «поющая эскадрилья» действительно существовала в годы войны, даже мелкие детали, такие как истории или рисунки, использованные в фильме, были взяты из жизни.
О том, что трагедии разворачивались не только на поле боя, но и далеко от его эпицентра, расскажет фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», снятый по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Довольно противоречивая картина с точки зрения современного зрителя отчасти потому, что многие судят киноленту по изображаемым событиям, не обращая внимания на актерскую игру. Тем не менее, будь все настолько плачевно, картина вряд ли бы оказалась в числе фильмов, получивших главную награду Каннского кинофестиваля.
О небольших, но значимых победах и борьбе за Родину при отсутствии линии фронта в двухсерийном фильме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». Картина, снятая по повести Бориса Васильева мало кого оставит равнодушным, отчасти потому, что все центральные образы — женские. Девушки-зенитчицы, охраняющие небольшую деревню в прифронтовой полосе во главе со старшиной Федотом Васковым, отправляются на перехват немецких разведчиков. У каждой своя история, каждой есть, за что ненавидеть противника.
О сражениях на морских просторах, а также смекалке и доблести советских командиров в фильме Бориса Волчека «Командир счастливой «Щуки». Советская подлодка «Щ-721» считается счастливой, не смотря на все военные передряги, ей удается выходить невредимой из боевых заданий, однако немцы уже давно имеют на нее зуб. В картине есть и батальные сцены, и русская тактика боя, и отражение тяжести военного времени, остается место и для жизненных драм. События, представленные в фильме, основаны на реальных, однако экипаж и сама подводная лодка представляют собирательный образ нескольких военных судов и моряков-подводников.
Можно по-разному относиться к военным фильмам: любить или не любить, смотреть или не смотреть, считать их бездарными иди талантливыми, но самое главное — не оставаться равнодушным к тем событиям, которые они представляют.