Отношение к Феодосии Морозовой и ее исторической роли всегда было довольно неоднозначным. Ее отречение от всех жизненных благ, которых у боярыни было немало, одни называют подвигом во имя веры, другие — фанатичным следованием религиозным канонам. Жизненный путь мятежной боярыни, запечатленный Василием Суриковым на самом известном его полотне, закончился трагической гибелью. Кем же она была на самом деле — святой мученицей или одержимой? В этом Репаблик разбирался на опере красноярского хора «Тебе Поемъ».
![]()
Первая постановка оперы «Боярыня Морозова» состоялась 24 января 2015 года в Красноярске, во время закрытия Зимнего Суриковского фестиваля искусств и получила восторженные отклики прессы, а главное — благожелательный отзыв Родиона Константиновича Щедрина, который в течение 8 лет неоднократно говорил о желании увидеть сценическую версию своего произведения. Для воплощения русской хоровой оперы удивительно точно была найдена форма сценической реализации — хоровой театр. Лаконичная в оформлении постановка отражает основные акценты Щедрина и заставляет задуматься об истории русского народа, в которой трагические события становятся уроком будущим поколениям.
Историю зрителю Республиканской Филармонии рассказали непростую, да и язык рассказчика был непривычен. После реформы Никона в XVII веке в церкви произошел раскол: староверы отказались принимать новшества. Вслед за протопопом Аввакумом они стали раскольниками и стоически терпели пытки и шли на смерть, но не отрекались от своих убеждений. По приказу царя Алексея Михайловича раскольников отправляли в ссылку, бросали в земляные тюрьмы — глубокие ямы, или в подвалы с крысами. Такая участь ждала и боярыню Морозову.
Постановка не рассказывает нам о том, что Феодосия Прокопьевна была верховной дворцовой боярыней, а ее отец состоял в родственных связях с женой царя. Зритель не видит десятков её усадеб, восьми тысяч крепостных и шикарную карету, которую сопровождают сотни слуг. О высоком положении молодой девушки говорит схожесть её богатого одеяния с одеждой Алексея. Не смотря на то, что на сцене десятки людей, чёрные ткани боярыни, украшенные яркими акцентами, выделяют её из толпы. Сценический царь разговаривает с Морозовой как с равной и самыми страшными способами принуждает её отречься от веры. Есть здесь и недовольные убеждениями знатной девушки люди, злорадно посмеивающиеся ей в след, и приговаривая между себе подобными о ее сумасбродстве и осуждая её решения. Тем временем лишь три музыкальных инструмента сопровождают это нелёгкого повествование: труба, литавр и ударные. Звуки подчёркивают каждое движение и высказанную мысль действующих лиц, что только повышает напряжение от секунды к секунде.
От сцены к сцене, становясь всё злее и беспомощней, царь велит арестовать Феодосию, отобрав у нее имения и земли и даже жизнь её маленького сына. Муки боярыни и её сестры княгини Урусовой долго терзают зрителя, который порой не в силах разобраться, как вообще было возможно всё происходящее: Морозова отказывается от любых наставлений и сознательно обрекает себя на нищету, голод и верную смерть, оставляя после себя вечные воспоминания и непоколебимую веру.
Эта опера — глубоко историческая картина, где униженную раскольницу Боярыню Морозову режиссёр представляет в победоносном образе несломленной женщины. Произведение даёт возможность зрителю прочувствовать весь трагизм данного действия, ощутить прошлую нелегкую жизнь глубоко верующего русского народа.