Основа любой музыки — это бас

Основа любой музыки — это бас

Сегодня мы познакомим вас с музыкальными вкусами человека, которого вам приходилось видеть практически на всех концертах, где принимал участие оркестр под управлением маэстро В. Инкижекова...или не приходилось. Так уж вышло, что контрабас и его гуру обычно прячутся за правой колонной на сцене. Но разве так просто спрятать большого человека с большим инструментом? Роман Ясенков — артист оркестра. Как и заказывали — «кого-то младше 30-ти».

фото1.jpg

Роман играет в оркестрах с 2008 года. Как он сам объяснил, в Хакасии понятие «артист оркестра» стало всеобъемлющим: на бумагах оркестры разные, а люди в них — одни и те же. Сначала Роман играл в Минусинском духовом оркестре, потом — в Минусинском эстрадном джазовом, сейчас — в Хакасском республиканском и Черногорском оркестрах. Роман отдает предпочтение бас-гитаре, тромбону и контрабасу не просто так. В свое время, поступив в музыкальный колледж и проведя достаточное время в оркестровом классе с другими музыкантами, он пришел к выводу, что основа любой музыки — это именно бас: можно играть без фортепьяно или без барабанов, но играть без баса просто не получится, этим инструментом легко изменить настроение любого музыкального произведения без вреда для общей целостности композиции. Это очень заинтересовало Романа, и он начал разбираться, как это делается на практике.

Мама отдала меня в Центр детского творчества в класс фортепьяно еще за год до поступления в общеобразовательную школу. И где-то до пятого класса я изучал сольфеджио и игру на фортепьяно. Но потом бросил. И классу к девятому у меня начали появляться какие-то мысли, что неплохо было бы сейчас сесть за инструмент, приходили в голову разные мелодии. Но к тому времени дома уже не было того самого фортепьяно, на котором я изначально учился играть. Прикинув, что дешевле, я попросил купить мне гитару и стал играть на ней. Сейчас, помимо оркестров, я играю в трио «Калинка-Jazz», мы исполняем народные песни в современной обработке.

фото3.jpg

 

Музыку сложно назвать работой. Конечно, иногда бывает тяжело, когда устаешь после продолжительных репетиций: приезжаешь домой, падаешь на диван, и ничего не хочется, но ведь это бывает не всегда. Дома я все равно слушаю музыку — другую. Мне с детства нравилось что-то играть, разбираться в музыке, добиваться благозвучия. А потом оказалось, что где-то, кроме как дома, можно делать то же самое, а тебе за это еще и деньги будут давать. Я этому был крайне рад и устроился в оркестры.

А в свободное время книги читаю, в основном поэзию, больше современную — от Бродского до наших дней. Есть такое устойчивое мнение, что в былые времена творили великие культурные деятели, а сейчас их нет. Это не так, они есть, но почему-то о них мало кто знает. Возможно, потому что сейчас много всего и среди этого многообразия что-то стоящее сложно найти. Но это ведь так здорово: найти кого-то из современных творцов, чьи стихи на самом деле имеют культурную ценность. Нравится Ксения Полозова — просто какая-то грандиозная поэтесса; Вера Полозкова, ее сейчас уже все знают; есть и местные замечательные авторы: талантливый минусинский поэт Дмитрий Шабанов, абаканская Ксюша Белова, которую надо везде упоминать, потому что она молодец. Роясь на прилавках книжных магазинов и на просторах интернета, можно иногда найти что-то по-настоящему стоящее.

фото2.jpg

Первое место своего топа я отдаю Джону Колтрейну. Потому что этот американский саксофонист — просто икона. Причем на полном серьезе: в Америке существует церковь святого Джона Колтрейна, где на иконах изображен музыкант с саксофоном. Ему молятся и поклоняются. Этот чувак создал такую музыку, какую до него никто не делал. Он смешал авангард, джаз, классическую музыку и индийскую музыку духовных практик, а что самое главное — смог это популяризировать за достаточно короткий период. Послушайте «My favorite things» (Мои любимые штучки). Они не только его любимые, но и мои.


Телониус Монк — американский пианист, ставший одним из родоначальников стиля «бибоп», который повлиял на развитие джаза в конце 30х годов. Его исполнение отличается от исполнения других пианистов своеобразной техникой и фразировкой, которые невозможно не услышать. Он общепризнан, получил посмертно Пулитцеровскую премию — одну из величайших наград в области культуры — за вклад в развитие музыкального искусства.


Джон Кейдж — человек, который вывел музыкальное исполнение как институт к своему апофеозу: он смог поставить во главу угла не столько композицию как законченный акт какого-то исполнительского процесса, а непосредственно артиста-исполнителя, находящегося на сцене. Самая знаменитая его композиция — «4'33"» — трехчастная композиция, написанная для произвольного состава инструментов. На сцену выходят артисты, садятся за инструменты и проводят там 4 минуты 33 секунды, при этом музыку составляет то, что в данный момент происходит вокруг них, будь то шепот в зале или звуки с улицы. Получается, что музыку играет все вокруг, а не исполнители. И это грандиозно. Наверное, «4'33"» — это самая нашумевшая композиция всего XX века.


На четвертое место, пожалуй, поставлю продолжателя дела Джони Кейджа в России — Сергея Курёхина. Это человек, который смог еще в Советском Союзе, несмотря на давление властей и замалчивание, не только популяризировать авангард и нео-классический джаз (музыку третьего течения), но и соединить с музыкальным искусством визуальное — театр, танец.


Если смотреть на современных исполнителей, мне нравятся Kubrick’s Cube, играют они трип-хоп — просто колоссальный музыкальный стиль. Интересно, что на самом деле трип-хоп зародился в России: еще в конце 80х годов в Советском Союзе существовала группа «Стук бамбука в 11 часов», и в 91ом году она выпустила пластинку с трип-хоповым звучанием, которое уже позже подхватили Portishead, Massive Attack и другие западные коллективы. Kubrick’s Cube — продолжатели славных традиций трип-хопа на сегодняшний день.


Очень много музыки и очень много музыки достойной, поэтому выбрать пять — конечно, сложно. Я постарался, прежде всего, подчеркнуть какие-то кульминационные моменты, по крайней мере, для меня. Такие композиции, которые могут изменить представление о музыкальной культуре в целом, и они сделали это для меня в какой-то момент жизни.


Чьи музыкальные предпочтения из местных медиа-персон интересны вам? Пишите в комментариях, и мы постараемся всё разузнать!

9519