«У меня нет задачи популяризовать музыку, она потеряет свою суть»

«У меня нет задачи популяризовать музыку, она потеряет свою суть»

Современный музыкальный мир велик и разнообразен, и среди множества композиций сложно отыскать то, что не похоже ни на что другое. Но некоторым всё же удается найти свой путь в музыке и создать что-то особенное. Евгений Толстых — один из них. Скромный мультиинстументалист из Екатеринбурга почти десять лет работает над экспериментальным музыкальным проектом «Sage». В прошедшее воскресенье он выступил в кафе «Сальвадор», где исполнил для слушателей несколько собственных композиций на необычном инструменте — диджериду.

Расскажи, сколько уже существует «Sage», и с чего началась твоя творческая деятельность?

— Проект существует с 2007 года. Отправной точкой стало состояние, когда я пробовал искать себя в этномузыке, но в итоге понял, что таких искателей очень много, и их стиль в принципе одинаков. Тогда я и начал поиски новых тембров и необычного звучания. Музыкой я занимался давно, ещё до проекта «Sage». Сначала были попытки извлечь необычные звуки из нестандартных музыкальных инструментов, которые не особо известны широкой публике. Если спросить у кого-нибудь, какие существуют русские народные инструменты, то, может быть, назовут балалайку или баян. На самом деле их намного больше. Более того, у каждого народа есть свои музыкальные традиции, которые уже не так востребованы из-за глобализации. Меня вот очень заинтересовал диджериду из австралийской музыкальной традиции, различные духовые инструменты плюс разнообразные экспериментальные модели. Позднее я обратился и к русской народной музыке.

20150426_200404.jpg

Что тебя в ней привлекло?

— Думаю, что современное представление о русской музыкальной традиции очень узкое и ограничивается только творчеством эстрадных и фольклорных коллективов. И такой неполноценный образ далеко не всем интересен. С самого начала я не планировал работать в очень узком направлении, в котором бы разбирались только знатоки фольклора. Также не было задачи популяризовать музыку, поскольку тогда она станет чем-то усреднённым и потеряет свою суть. Моя цель заключается в поисках новых звучаний и универсальных способов донести информацию до людей через музыку. Даже если человек никогда ничего подобного не слушал, то придя на концерт, он может внезапно осознать, что звучание ему знакомо — так пробуждается генетическая память. Есть искусство пробуждающее, а есть как бы усыпляющее, убаюкивающее — я больше за пробуждение!

Какие музыкальные традиции используешь в творчестве?

— Сейчас я стараюсь разграничивать в своём творчестве русскую музыкальную традицию и диджериду. Это даже не назовёшь австралийской музыкой, аборигены так не играют. Что касается горлового пения, то тут просто подражать не получится, его нужно досконально изучать — я ходил на курсы, где и обучился разным видам.

Сколько у тебя в арсенале музыкальных инструментов?

— У меня есть духовые инструменты трёх видов: деревянный дидж и два пластиковых, которые по-разному звучат. Из русских — разные колюки и рожки. Я, конечно, не все их вожу с собой.

20150426_203409.jpg

Расскажи подробнее о том, что представляет из себя диджериду?

— История о происхождении инструмента умалчивает. Считается, что ему несколько десятков тысяч лет. Первые сведения о нем появились, когда происходила колонизация Австралии, когда завязывалось общение между аборигенами и путешественниками с запада. Племена по-разному называли этот инструмент, а белый человек в итоге назвал его одним словом — «диджериду».

Вообще это скорее не сольный, а аккомпанирующий инструмент с разнообразными возможностями. Его можно отнести к духовой группе, но также у него есть свои уникальные особенности. В частности, это ряд тембральных характеристик: низкий, немного скрежещущий звук плюс особая техника игры на нём с помощью дыхания. С одной стороны это подача воздуха, а с другой — ритмическая составляющая. Дыхание встраивается в ритм звука, и может получиться как динамичная музыка, так и медленная. Получается что-то вроде симбиоза ударного и духового инструментов. Ещё одна уникальная особенность заключается в том, что в диджериду принято подавать голос, исполнять им некоторые музыкальные партии или ритмические рисунки.

Ты играешь на диджериду, а сам бывал когда-нибудь на родине этого музыкального инструмента?

— Люди, которые работают с диджериду, считают своим долгом посетить родину этого музыкального инструмента — Австралию. Но меня туда не особо тянет, мне и в России очень интересно.

20150426_211610.jpg

В чем заключается особенность музыкальных альбомов проекта «Sage»?

— Честно говоря, я не очень люблю формат альбома. Почему? Потому что, на мой взгляд, творчество — очень текучий процесс. Сложно какую-то композицию или песню «заморозить» в одном виде. Иногда рождаются какие-то новые аранжировки, мне нравится переписывать, совершенствовать, дополнять. Но особенность фольклорной музыки заключается как раз в том, что изменения, которые в ней происходят, чаще всего не так заметны. В отличие от попкультуры, для традиционной музыки важно не количественное, а качественное обновление. Сейчас есть два условных альбома — «Eucaliptology» (2015 год) с инструментально-духовой музыкой и «Сильней огня» (2014 год) с песнями. Материал собирали и оформляли в течение трёх-четырёх лет.

То есть, ты сторонник безграничного обновления и трансформации музыки?

— Есть очень много примеров, когда музыканты, работающие с этномузыкой, перезаписывают какой-либо старый вариант той или иной композиции, используя совершенно другие аранжировки. И тогда музыка звучит совершенно по-иному, хотя по сути та же. Что касается меня, то я стараюсь не вмешиваться в звучание, кроме случаев, когда чувствую и вижу альтернативные оптимальные формы.

20150426_203454.jpg

Расскажи, откуда берутся идеи для клипов?

— Съёмки клипа — отдельный художественный процесс. Каждый раз всё происходит по-разному. Иногда до последнего не знаем, что именно будем снимать и решаем все в последний момент. Очень часто помогает природа. Ну, вот снимали последнее видео — просто шли по лесу и случайно нашли совершенно необыкновенное место, где солнце светило багровыми тонами, чуть оранжевыми и немножко жёлтыми. И все пространство представилось огромной декорацией. В других случаях мы просто ищем информацию о необычных местах. К примеру, в Челябинской области очень много экологически неблагоприятных зон — одно из них Карабаш. Словно другая планета с фиолетовыми реками. Ещё нам однажды очень помог ветер. Шквальный. Без него костюмы и волосы участников не начали бы развеваться, и ничего не получилось бы. Природа часто вмешивается в творческий процесс.

Какой посыл лично от себя вкладываешь в работу?

— Сложно выразить словами. В каждой композиции зашифрован некий образ, который передаётся через тембр, информационные и гармонические коды. Музыка — это же универсальный способ передачи информации и эмоций. Даже при наличии языкового барьера с её помощью можно понять друг друга.

6936