В последнее время в наших театрах происходит много нового и интересного. Русский драматический театр во главе с художественным руководителем Евгением Ланцовым реализовывает довольно массивную программу, которая встряхнула труппу и позволила войти в него новому зрителю — обновляется репертуар, расширяется аудитория. Пробует и экспериментирует и Хакасский национальный театр драмы, где творческим процессом руководит режиссер Баатр Колаев, приглашенный в 2012 году из Петербурга. 23 марта здесь выйдет «Чайка», современное прочтение одной из самых известных пьес Чехова.
Вот и в театре кукол «Сказка», который никогда не забывал о своих маленьких зрителях и их родителях, ожидается премьера детского спектакля «Кот и Лиса». На этот раз вниманию публики предлагается постановка Данила Чернова, актера театра, который сейчас пробует себя в роли режиссера. Первая серьезная работа творческого человека — это всегда очень важно. Каким получился спектакль, зрители смогут увидеть, если придут 23 марта на премьеру. А нам было интересно немного приоткрыть завесу в «творческую кухню» самого создателя, прикоснуться к некоторым, может быть, проблемным, но всегда волнующим вопросам, поговорив с ним о его взглядах на искусство, на жизнь, про детей и взрослых...
— Спектакль для детей. «Кот и Лиса»: «по мотивам русской народной сказки», — говорит аннотация. Это твой дебют. С 2007 года в «Сказке» ставит Сергей Иванников. О чем ты, в свою очередь, будешь говорить в своей постановке? Опять же, возвращаясь к вечному вопросу традиций и новаторства, — будет ли это чем-то, в корне отличающимся от того, к чему мы уже привыкли?
— Я не хочу сделать «новое». Этим пусть занимаются мшелые карьеристы. Я хочу просто сделать по-нят-но. В эдаком «очень простом материале» есть самое великое искушение впасть в самую великую ересь «детского театра». В разжевывание. В иллюстрацию. Дети куда умнее взрослых, куда мудрее. Их нельзя обмануть «новшествами». Это, в своем роде, идеальный зритель. Он не прощает того, что зритель умудренный, зрелый, начитанный, простит именно в силу приобретенной толстокожести, ошибочно называемой «жизненным опытом». Главное осознать, что «интересность», «актуальность» для ребенка определяют не дети. Это определяют родители. В любом спектакле есть схема, которую нужно соблюсти: в детском спектакле, во взрослом спектакле, — в любом окупаемом культурном явлении. Необходимо соблюсти всего пару пунктов. Если ты их соблюдаешь — ты коммерчески активен. Есть набор определенных клише, которые работают так, как работает собака Павлова: влили — переварилось. Ярко? Ярко. Громко? Громко. Весело? Весело.
Поэтому мы работаем не для детей. Мы работаем для мам, детей вообще никто ни о чем не спрашивает. Кто-нибудь когда-нибудь спрашивал ребенка? Чаще получается так: «Господи, я же знаю, что для моего ребенка лучше!». Дети не могут ничего выбирать, потому что им не дают выбирать, если бы могли, тогда было бы интересно.
— По-твоему, выбора для ребенка не остается вовсе. А как же такие схемы, как интерактив? Когда дети вместе с актерами модулируют ситуацию, сами выстраивают сюжетную линию спектакля?
— Это то, что, например, сейчас делают в Москве... Я против интерактива. Почему? Интерактив — дело очень интимное, очень растяжимое и очень болезненное. Потому что артистов для этого нужно тренировать. А те интерактивные спектакли, которые есть сейчас — это просто ролевая модель, которые все хотят видеть: «Потрясающе, здорово! Вот тебе конфетка!». Это дрессура, это не общение. А дрессированные дети не только в театре, театр — последняя инстанция, где это можно увидеть. Дрессированные люди делают дрессированных детей, которые в итоге станут дрессированными людьми, так называемыми гражданами.
— Получается, это совершенно утопическая идея — сделать спектакль таким образом, чтобы дать право ребенку самостоятельно решать исход разыгрываемой перед ним истории или дать возможность самому что-то создать во время представления. Родитель, своим присутствием, подсказками и замечаниями, формирует мнение ребенка.
— Если ты говоришь обо этом настолько откровенно, то как тебе, в таком случае, удастся сделать спектакль «для ребенка»?
— С такими мыслями и сам рабочий процесс, наверное, нелегко дается. К тому же, если учесть то обстоятельство, что это твоя первая полноценная постановка.